Слайд 1Сочинение по картине И.Н. Крамского «Портрет сказителя былин»
Подготовила : учитель русского
языка Федосеева Л.М.,
МБОУ «Школа № 73», г. Рязань
Слайд 2И.Н. Крамской
(1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно
из ведущих мест в истории русской художественной культуры.
Трудно переоценить значение художественного и литературного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изображал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколения русских художников.
Слайд 3Интерес к русскому народному творчеству
В конце XIX века возник
особенный интерес к народному творчеству. Наконец, высшие слои общества обратили внимание на самобытность и уникальность народной традиции.
В это время начинают активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы осуществляют первые фольклорные экспедиции, стремясь сохранить то, что веками передавалось лишь из уст в уста. Появились и новые культурные герои, которые являлись трансляторами народного творчества.
К таким исключительным людям из народа причислялись и сказители былин, и одним из известных личностей был Василий Петрович Щеголёнок (Щеголёнков).
Но вернёмся к герою. Монотонную работу, такую как сапожное ремесло, Василий Петрович пытался разнообразить, рассказывая нараспев былины. Этому он научился у своего отца и дяди-инвалида, у них же позаимствовал и репертуар. Обладая феноменальной памятью, Щеголёнок знал множество сказок и баллад, героями которых были богатыри, Садко, Иван Грозный, Хотен Блудович. Многие собиратели фольклора считали его варианты былин вкупе с исполнением (тихий спокойный голос, отвлечённый от чёткого метроритмического размера) лучшим среди всех сказителей былин.
Слайд 5Каким мы видим героя на портрете?
Каким же видим
мы его на портрете Крамского? Без сомнения, это очень работящий человек, чью жизнь лёгкой не назовёшь. Бедная одежда, требующая починки, неаккуратно подстриженная борода подчёркивают нищету героя. Действительно, сказители былин по сути занимались попрошайничеством, путешествую по деревням со своими историями.
Как обычно, живописец выделяет лицо своего героя – именно его должны рассматривать зрители. А между тем, взгляд от лица сказителя действительно невозможно отвести. Морщинистый лоб выдаёт в нём ум, глаза хоть грустны, но в них читается и мудрость, и достоинство. Губы героя, кажется, могут выразить любую эмоцию – ещё мгновения и кончики поползут вверх, превратив морщинистое лицо в приветливое и доброжелательное, или же, наоборот, старик ещё больше насупится и нахмурится, чтобы рассказать о чём-то драматическом и напряжённом.
Слайд 6Чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:
1.
Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).
2. Что на ней изображено? Общее впечатление.
3. Композиция картины: передний, задний план.
4. Настроение, вызываемое картиной.
5. Выразительные средства (формат, свет, колорит).
6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Советы для подготовительной работы
1. Подбирая материал для написания сочинения по картине, обращайтесь к фактам, чтобы сформировать своё представление о картине.
2. Познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины.
3. Не забудьте об особенностях жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта.
4. Найдите особые детали, определите цветовое решение и творческую манеру автора.
5. Определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном, уточните детали.
6. Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником.
7. Постарайтесь написать так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе её и захотел познакомиться с творчеством художника.
8. Составьте план сочинения.