Презентация, доклад по чтению Формирование и совершенствование навыков чтения

Содержание

Цель: Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

Слайд 1«Формирование и совершенствование навыков чтения»

«Формирование и совершенствование навыков чтения»

Слайд 2Цель:
Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки

грамотного чтения
Цель:  Формировать потребность к чтению художественной литературы и развивать навыки грамотного чтения

Слайд 3
«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит,

извлечь из мертвой буквы живой смысл»


К.Д.Ушинский

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»К.Д.Ушинский

Слайд 4

Еще совсем

недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Букваря" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у

Слайд 5Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самого себя.
Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это

Слайд 6Чтение – сложный психофизиологический процесс.
В его акте принимают участие зрительный,


речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:

правильность
беглость
сознательность
выразительность
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.В методике принято характеризовать

Слайд 7 Cознательность чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание

прочитанного.


Для развития сознательности чтения:

беседа по прочитанному;

работа над планом прочитанного
произведения;

творческий пересказ

различные виды словарной работы;

Cознательность чтенияСознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Для развития сознательности чтения:беседа по

Слайд 8Выразительность чтения
сила голоса (громко – тихо);
темп чтения;
тембр чтения;
паузы;
логическое ударение;
повышение или понижение

интонации.
Выразительность чтениясила голоса (громко – тихо);темп чтения;тембр чтения;паузы;логическое ударение;повышение или понижение интонации.

Слайд 9Правильность чтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без
ошибок, влияющих

на смысл читаемого.

Беглость чтения

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Правильность чтенияПравильность чтения – это чтение без искажений, т.е. безошибок, влияющих на смысл читаемого.  Беглость чтенияБеглость

Слайд 10Упражнения,
направленные на развитие
навыка чтения

Упражнения, направленные на развитие навыка чтения

Слайд 11РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов,

выражений
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКАобучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений

Слайд 12Работа над правильностью дыхания
«В цветочном магазине»
Представьте, что вы пришли

в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Работа над правильностью дыхания«В цветочном магазине»  Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный

Слайд 13Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло –

на улице тепло. Му-му-му – молока кому? Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.

Чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке, учат сороки
скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.

Чтение чистоговорок. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му

Слайд 14Фонетическая зарядка
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея:

ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Помоги слову найти последнюю букву.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В

Фонетическая зарядка  Самолёты взлетают: у-у-у.Машины едут: ж-ж-ж.Лошадки поскакали: цок-цок-цок.Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.Муха бьётся в стекло: з-з-з.Помоги

Слайд 15Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Логические упражнения
а) Песня – композитор; самолёт

- ? - аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель;
б) шко-ла – о-бу-че-ни-е; боль-ни-ца -? - док-тор, у-че-ник, ле-че-ни-е, уч-реж-де-ни-е, боль-ной;
в) лес – деревья; библиотека -? – город, здание, библиотекарь, театр, книги.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтенияЛогические упражненияа) Песня – композитор; самолёт - ? - аэродром, горючее, конструктор,

Слайд 16Игры по составлению слов со словами
Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную

воду,
И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава.
Укор, бузина, тина.

Игры по составлению слов со словамиНайди животное среди строк.Насос сосёт речную воду,И шланг протянут к огороду.Среди кустов

Слайд 17Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.
Одно яблоко Лёва

отдал товарищу.
Лёва и Витя играли в шашки.
За дверью послышались шаги.
Это пришла мама Лёвы.
Мама улыбнулась и похвалила сына.
Мама достала два яблока и дала сыну.
Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.Одно яблоко Лёва отдал товарищу.Лёва и Витя играли в

Слайд 18Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.

В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л.Каминский.
Прочитай текст,  выдели в нём неточности и внеси исправления.     В одном домике

Слайд 19 Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
Прочитай слова

наоборот.
КЛОП КОКС КРАП НАСОС
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
е_ _ _ (еда, ели, ела)
е_ _ _ _ (енот, езда)
_ е_ _ _ (леса, пела)

Слова - невидимки.

Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).

Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровняхПрочитай слова наоборот.

Слайд 20. Чтение с пропущенными окончаниями.
Котёнок Васька

сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

2. «Чтение текста через слово».
Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.
. Чтение с пропущенными окончаниями.    Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло…

Слайд 21Упражнения, помогающие расширить поле зрения
«Словесная пирамида» Пирамиду строим из слов произведения,

которое читаем. Читаем слова в разном темпе:
Упражнения, помогающие расширить поле зрения«Словесная пирамида»  Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в

Слайд 23Чтение первого и последнего слогов на строке.
Барсучий нос
(отрывок)
К. Паустовский

… Через полчаса

зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…
Чтение первого и последнего слогов на строке.Барсучий нос(отрывок)К. Паустовский… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный

Слайд 24 Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Прочитай предложение с разными интонациями:

удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!

Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?

Упражнения на развитие ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ Прочитай предложение с разными интонациями:  удивления, сомнения, радости.Хорошо в лесу

Слайд 25Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.
Испугались зайца
Мы ходили по

грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались.
Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:
медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.Испугались зайцаМы ходили по грибы,Зайца испугались.Схоронились за дубы,Растеряли все грибы.А

Слайд 26Анаграммы
Задание. Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так,

чтобы получилось новое слово.



ГИРТ ( тигр)

ЕЛВ (лев)

СОНЛ ( слон)

ФИЛТУ (туфли)
АнаграммыЗадание. Переставьте буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось новое слово. ГИРТ

Слайд 27у
к
о
р
у
к
л
о
н

укоруклон

Слайд 28Ребусы

Ребусы

Слайд 29Упражнения, вырабатывающие внимание к слову
Найди среди букв слова и подчеркни их:

Оасолнцетиоьстолпои
Киноыаелмухаорлфсыропрмама
рпмашина
Прочитай

предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Упражнения, вырабатывающие внимание к словуНайди среди букв слова и подчеркни их:ОасолнцетиоьстолпоиКиноыаелмухаорлфсыропрмамарпмашина Прочитай предложение, в котором все слова написаны

Слайд 30 Упражнения на развитие памяти .
Прием фотографирования слов. Лев, мак,

слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

.Повтори скороговорку, предложение.

. Заучи четверостишье.

Упражнения на развитие памяти . Прием фотографирования слов.  Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной

Слайд 31Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча
Слитное прочтение двух

стоящих рядом букв.
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош уж ум ус ух!
Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов

Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну

Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча Слитное прочтение двух стоящих рядом букв. Аа уа ау

Слайд 32Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Бокс борт борщ

верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш Рижт
Факт финт фунт шурф щедр и др.

Фразы для чтения.
Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.Бокс борт борщ верх волкГонг диск Ейск зюйд ИездЛувр

Слайд 33Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт

Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад
Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм

Чтение двуслоговых слов.
Аббат бедных браво
Абсурд без фар брикет
Аган белый бронза
 
Фразы для чтения.
Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Вверх взмах взнос взмыл вкладГвалт тракт Днепр Днестр дроздМонстр перст пёстр пункт

Слайд 34Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить

правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.
Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.
Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста,

Слайд 35Заключение
Развитие навыков чтения будет эффективным, если

подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Заключение     Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е.

Слайд 36«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,

– невоспитанный
человек, нравственный невежда”.

В.А. Сухомлинский
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть