Слайд 1Презентация
Пейзажная лирика
Александра Сергеевича
Пушкина
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5Пейзажная лирика
Пушкина
Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж.
В
разные периоды своего творчества Пушкин
по - разному изображал природу.
Слайд 7На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях
усложнялась.
Слайд 9
Находясь в южной ссылке, Александр Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию
южной природы.
Пока это только крымский морской пейзаж.
Слайд 11Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской
горной природы.
Слайд 14Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Александра Пушкина с романтизмом.
Слайд 16Пушкин - романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого
не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:
Взыграйте ветры, взройте воды.
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Слайд 20В стихотворении “Узник” тоже есть
романтический пейзаж:
Мы вольные птицы, пора, брат,
пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер... да я!
Слайд 22Стихотворение “Узник” символично, в нём присутствуют все романтические символы свободы: гора,
море, орёл, ветер. Темница символизирует земное существование человека, тоскующего по романтическому идеалу.
Слайд 25Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией,
океаном, не смог стать таким же свободным:
Ты ждал, ты звал... я был окован,
Вотче рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
Слайд 29Александр Пушкин прощается с романтическим пейзажем и романтизмом в послании “К
морю”.
Слайд 33В любовных стихотворениях А. Пушкина часто переживания лирического героя связаны с
южным пейзажем.
Слайд 35В любовной поэзии “На холмах Грузии...” описание “ночной мглы”, с которого
начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя.
Слайд 38Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изображаются на фоне южной
экзотической природы.
Слайд 39В стихотворении “Ненастный день потух...” унылая северная природа противопоставляется яркому южному
пейзажу, при изображении которого лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
Слайд 40
Для Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание
всех времен года.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Слайд 42
В раннем творчестве Александра Пушкина пейзаж описывался в основном поэтически, с
характерными условными образами.
Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Слайд 44В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки
он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении "Зимнее утро". Оно пронизано приподнятым настроением:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Слайд 46
Более поздняя поэзия Александра Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно
есть детали, указывающие на время года.
В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Слайд 49После южной ссылки в творчестве А. Пушкина наблюдается тяготение к реализму.
Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы.
Слайд 50Русский пейзаж в стихотворениях А. Пушкина можно разделить на осенний и
зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.
Слайд 53В стихотворении “Румяный критик мой...” невзрачный, неприглядный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию
Пушкина в творчестве, его отказ от романтизма и утверждение реализма.
Слайд 55
Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение "Птичка", лету - "Туча". Но больше
всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Слайд 58Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это
время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда "лес роняет багряный свой убор..."
Слайд 61В “Осени” торжественно - романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину
показать своё
глубоко личностное
восприятие природы,
особенно осенней природы.
Слайд 63 Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении
“Осени”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии художника слова, посвященной разным временам года. Пушкин так описывает свою “странную” любовь к осени:
Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Играет на лице ещё багровый цвет,
Она жива ещё сегодня, завтра нет.
Слайд 66А. Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель
тоже может быть красивой.
Поэт, как и весну, не любит лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару.
Именно из-за тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Слайд 70С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму,
и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить:
Я забываю мир - и в сладкой тишине,
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне...
Я забываю мир - и в сладкой тишине…
Слайд 74В стихотворении “Осень” лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и
весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, А. Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней.
Слайд 75
Все мотивы развиты Александром Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме.
Стихотворения
с зимним утренним пейзажем могут быть оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами...
Слайд 79В стихотворении “Зимнее утро” тихое великолепное утро после бури. Если вчера
“вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.
Слайд 81О тоскливой езде на тройке в тихое великолепное ночь рассказывают ещё
два стихотворения Пушкина: “Зимняя дорога” и “В поле чистом...”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением.
Слайд 83Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в
этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик”, “светит месяц”.
Слайд 85В стихотворении “Бесы” зимний пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь
человека, буря - жизненные потрясения, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Слайд 88Символический пейзаж встречается в стихотворениях Пушкина
“Анчар” и “Пророк”.
Слайд 90Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке”
символизирует духовную пустоту, духовное перепутье человека.
Слайд 93
В последние годы жизни Пушкин пишет больше стихотворений на философские темы.
Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.
Слайд 95Вот два стихотворения с философским пейзажем - “Брожу ли я...” и
“Вновь я посетил...”.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Это начало стихотворения “Брожу ли я...”
А. Пушкина. Музыкальное повторение особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения.
Слайд 98В стихотворении “Брожу ли я...” философский конфликт между вечной природой и
смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти.
Слайд 99
Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии.
Она вечна в своей
красоте, в смене времен года.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен.
Природа безучастна, у неё нет души, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность.
Слайд 102
Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену
ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт.
Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения.
Слайд 105Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно, лирическому герою
стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естеством природы:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Слайд 108А. Пушкин решает философский конфликт между природой и человеком в стихотворении
“Вновь я посетил...”. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода.
Слайд 111В стихотворении “Я памятник себе воздвиг...” Пушкин говорит о другом способе
жить вечно:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жить будет хоть один пиит.
Слайд 114Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера стихотворения
“Долго ль мне гулять на свете...”. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Слайд 118
Стихотворение «Обвал» рождает в памяти гулкое горное эхо и угрюмые очертания
скал и обрывов:
...И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Слайд 121На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”.
Слайд 123Идиллистическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непосвященных помещиков.
Слайд 125
Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть -- это
«приют спокойствия», где все полно “счастья и забвенья”.
По тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования.
Подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”.
Слайд 129Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.
Слайд 131А. Пушкин преимущественно изображал природу в её спокойные моменты; разгул стихийных
сил, полный мрачной красоты, почти не нашёл себе отражения в его поэзии , за исключением трех стихотворений: “Буря” (1825), “Бесы” (1830) и “Туча”(1835).
Слайд 135Стихотворение “Туча” изображает момент утихания бури, пронесшейся над землей и омрачившей
на время “ликующий день”. Этот выбор момента чрезвычайно характерен для отношения Пушкина к природе...
Слайд 138Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но
едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Поэтому, приветствуя “ликующий день”, он обращается к последней туче рассеянной бури, ещё наводящей на мир “унылую тень”, с бодрым призывом:
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Слайд 140Замечательная красота и безыскусственность изображения характерны для творчества Пушкина.
Слайд 141Обыкновенно А. Пушкин рисует известную картину путем простого перечисления ее отдельных
элементов и признаков. Типичным примером пушкинских приемов изображения природы может служить картина утра в “Полтаве”:
Зари багряной полоса
Объемлет ярко небеса.
Блеснули долы, холмы, нивы,
Вершины рощ и волны рек,
Раздался утра шум игривый,
И пробудился человек.
Слайд 143
Простота художественных приемов А. Пушкина сказывается также в самом выборе эпитетов
и поэтических метафор, при помощи которых поэт придавал своей картине яркость и изобразительность.
Их отличительная черта - точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зрительное впечатление, сообщая ему особенную наглядность.
Слайд 145
Изредка Пушкин прибегает к обычному у поэтов приему одушевления природы путем
перенесения на нее человеческих чувств, страстей, стремлений, когда на нее переносятся черты человеческой психологии, когда неодушевленная природа наделяется разумом, волей, страстями.
Слайд 148Зима иногда представлена Пушкиным в виде старухи - волшебницы, то добродушной
(“и рады мы проказам матушки - зимы”), то злой и мрачной (“отдаленные седой зимы угрозы”); в завывании зимней вьюги он слышит дикие голоса бесов и ведьм, в снежном вихре видит их кружащиеся хороводы; в вечном шуме моря то “ропот друга заунывный”, то “зов его в прощальный час”.
Слайд 152Море представляется ему живым и одушевленным: оно проникнуто чувством безграничной свободы
и титанической силы (“гордая краса”, “свободная стихия”, “своенравные порывы”).
Слайд 155Характерные черты его особенно ясно чувствуются при сравнении с собственным
Состоянием
(“я был окован”,
“могучей страстью очарован”).
Слайд 157Возвращение весны радостно приветствуется природой (“улыбкой ясною природа сквозь сон встречает
утро города”), старые сосны, как добрые друзья, ласково встречают поэтам (“знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал”).
Стихотворение особенно выразительно благодаря своей звукоподражательности.
Слайд 162В “Медном всаднике” Нева изображается в виде какого - то разъяренного
чудовища, злобно кидающегося на беззащитный город.
Иногда это одушевление природы выражается в одном лишь эпитете: “печальная звезда”, “ликующий день”.
Слайд 164 А. Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его
неяркими красками, с его широким и плоским простором, от которого веет каким-то эпическим спокойствием и сладкой грустью. Пушкин с любовью изображает задумчиво - грустные картины родного края:
На небе серенькие тучи,
Перед избой соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых
Раздолье уток молодых.
Слайд 167У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми
яркими красками. Поэт учит любить и утреннюю свежесть весны, и очарование русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы.
Слайд 170Поэзия А. Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует
на человека. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.
Слайд 172Все состояния природы описаны
А. Пушкиным в поэтических текстах, потому что
каждое время года совпадало у поэта
с определенным
состоянием души,
которое автор мастерски облекал
в слова.
Слайд 176
Пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с
различными периодами творчества поэта.
В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей.
Слайд 179ОССИАНИЗМ— направление в искусстве, связанное с именем Оссиана (Ossian, Oisin), легендарного
воина и барда III века., героя кельтского фольклора.
Слайд 180Характерная черта оссианизма — суровые пейзажи, созвучные настроению лирического героя и
соучаствующие происходящему. Горный ландшафт (отвесные скалы, неприступные вершины), стихия воды (море, реки, озера), таинственное освещение (туман, сумерки, неровный свет луны) создают тревожную и напряженную атмосферу, передают ощущение иррациональности, непостижимости и величия бытия. В земной мир вторгается потустороннее, оживают тени прошлого, полузабытой легендарной старины, появляются образы отважных воинов и вдохновенных певцов, характерной деталью пейзажа становятся руины и могилы.
Слайд 182В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается
в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя.
Слайд 184В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в
своем творчестве.
Слайд 187
Лирика А. Пушкина насыщена философскими раздумьями.
Стремление охватить действительность во всем
ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений поэта.
Слайд 189В поздней лирике А. Пушкина
пейзаж выполняет символическую и философскую функции,
помогая поэту в выражении своей особой философской позиции.