Слайд 1Презентация
Пейзаж и его функции в романе
М. Ю. Лермонтова
"Герой
нашего времени"
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4
Пейзаж и его функции в романе
Михаила Юрьевича Лермонтова
"Герой нашего
времени"
Слайд 5 Пейзаж М. Лермонтова органически связан с традициями русского и западноевропейского
романтизма. Романтики сближали жизнь человеческого духа с жизнью природы. Она для них не только “храм”, но и близкий, сердечный друг, которому поверяют они свои мысли и чувства.
Слайд 7М. Лермонтов сам “дитя неба” и “сын природы”, ему дано видеть,
слышать, “уразуметь” то, чего не дано другим.
Слайд 8Мцыри Лермонтова, созерцая “темные скалы”, слушая шум бурного горного потока, говорит:
И думы их я угадал:
мне было свыше то дано…
без слов мне внятен был тот разговор.
Слайд 10М. Лермонтов, по сравнению с предшествующей ему романтической поэзией, идет по
пути дальнейшей психологизации пейзажа. Он переносит в мир природы сложные человеческие отношения.
Слайд 11Стихотворение “Тучи” построено по принципу аналогии и контраста. Сначала картина бегущих
по небу туч ассоциируется поэтом с личной его судьбой: они гоже “вечные странники”, “изгнанники”, которых, быть может, гонят с родины судьба, зависть, злоба “или друзей клевета ядовитая”.
Слайд 13Но затем скорбным аккордом звучит заключительная строфа стихотворения: “вечно холодные” тучи
не могут сочувствовать человеку – им чужды страдания, им не знакома горечь изгнания, потому что нет у них родины.
Слайд 15 М. Лермонтов был не только поэтом, но и художником -
живописцем. Эта сторона его богато одаренной натуры в силу обстоятельств жизни не нашла должного развития. Но и то немногое, что было им написано, свидетельствует о самобытности и яркости его дарования.
Слайд 18Картины М. Лермонтова имеют самостоятельную художественную ценность, составляя важную страницу в
становлении романтического пейзажа в русской живописи. В то же время они – органическая часть творчества поэта.
Слайд 20По характеру восприятия и психологической окраске картины природы внутренне созвучны описаниям
горной природы в лирике и поэмах М. Лермонтова.
Слайд 21Как в поэзии, так и в живописи у М. Лермонтова наблюдается
пристрастие к мягким тонам с преобладанием голубого, синего, а также розового, белого, золотистого в переходах и различных сочетаниях.
Слайд 23 Нередко отдается предпочтение изображению предметов, лиц, событий в сумерках, полумраке,
в лунном освещении, создающем “причудливую игру света и тени”.
Слайд 24В поэтических описаниях М. Лермонтова тихие, вечерние, ночные краски, полутона и
переливы, лунные ночи, мерцание звезд в “синеватой мгле”.
Слайд 25Ночной пейзаж М. Лермонтова по напряженности и силе чувства может соперничать
с лучшими образцами этого “традиционного” и труднейшего рода описаний природы в русской и западноевропейской литературе.
Слайд 26М. Лермонтову свойственна также особая чуткость к миру звуков природы. Звуковая,
музыкальная “палитра” лирического пейзажа Лермонтова отличается широтой диапазона. Она охватывает богатую гамму звуков от самых тихих, едва уловимых, до суровых, грозных голосов природы.
Слайд 28Звуковые ощущения М. Лермонтова, связанные с восприятием природы, разные по характеру,
эстетической функции и эмоциональной окраске, образуют некое единство и органически входят в художественную систему поэта. То же следует сказать о пейзаже Лермонтова в целом.
Слайд 29Несмотря на внутреннюю эволюцию и многообразие функций в структуре произведения, пейзаж
у М. Лермонтова подчинен одним и тем же эстетическим принципам, единым по своей стилистической природе. Причем это распространяется и на прозу
М. Лермонтова.
Слайд 31
Отличие пейзажа его зрелой прозы, в частности романа “Герой нашего времени”,
от пейзажа его стихотворений и поэм заключается лишь в меньшей метафоричности, большей сдержанности и точности,
отражающих процесс
усовершенствования
романтической системы
изобразительных средств
путем усвоения
достижений пушкинской реалистической прозы.
Слайд 33Развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния — влияние Руссо,
Шатобриана и Гейне.
Слайд 34Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом
Лермонтов наиболее близок Л. Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе.
Слайд 36Функции пейзажа в романе Лермонтова «Герой нашего времени» различны. Картины природы
здесь — это
и фон, на котором происходит действие,
и средство характеристики персонажей,
и средство передачи их чувств и настроений,
и средство углубления философской проблематики романа.
Слайд 39Первый пейзаж романа
- в повести «Бэла»
Слайд 41Начало повести “Бэла” как будто свидетельствует о реалистической позиции автора:
“Я
ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками…”; “Подъехав к подошве Койшаурской Горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев, поблизости караван верблюдов остановился для ночлега”; “Гуд-Гора курилась; по бокам ее ползали легкие струйки облаков, а на вершине лежала черная туча…”. “Ночь уж ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям”.
Слайд 43
Но вслед за этими зарисовками в романе по мере нарастания
психологического напряжения героя все больше вступает в силу иной пейзаж:
“Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…”
Слайд 46В описании этой долины переданы впечатления рассказчика — проезжего офицера и
литератора, ставшего попутчиком Максима Максимыча.
Слайд 47Офицер на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления
отличаются новизной и непосредственностью:
«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею».
Слайд 50Описание Койшаурской долины дано в повести дважды.
Слайд 51 Вот второй вид ее:
«...под нами лежала Кой шаурская долина, пересекаемая
Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки...»
Слайд 54М. Лермонтов «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок,
передавая свои ощущения, вставляя философские замечания.
Слайд 55
В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты - «красноватые скалы», «зеленым
плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»; метафору - «Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»; образные сравнения - «сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями».
Слайд 57Пейзаж М. Лермонтова подробен, картины природы у него не только неизменно
связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя.
Слайд 58Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений»
в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности».
Слайд 59
М. Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре
здесь присутствуют серебряный, темно - синий, темно - лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. В пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение.
Слайд 61Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается
эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов».
Слайд 62Вот один из пейзажей в повести «Бэла»:
«Тихо было все на
небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; ...казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром...»
Слайд 65Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже
автор подчеркивает это сравнением - «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы».
Слайд 66В этом описании использован эмоциональный эпитет - «отрадное чувство», метафора -
«в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы», образное сравнение - облако, «как коршун, ожидающий добычу».
Слайд 67 Пейзаж в повести «Бэла» дается в динамике, в действии. Создается
эта динамичность с помощью таких элементов пейзажа, как дорога, хрустящий снег, облако.
Слайд 68
Облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова.
В
«Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы.
«Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы.
Слайд 70Пейзаж дан ещё и в восприятии рассказчика и Максима Максимыча.
«Вот
наконец мы взобрались на Гудгору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
Слайд 72Пейзаж этот характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем,
что штабс - капитан близок к природе, любит и понимает ее, что свидетельствует о цельности натуры Максима Максимыча, и непосредственности его чувств и восприятия.
Слайд 73Рассказчик рассуждает в этой пейзажной зарисовке о влиянии природы на человека
и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче.
Слайд 75В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив — бегство героя
из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке».
Слайд 76Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «...хороводы звезд чудными узорами сплетались
на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно - лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».
Слайд 78Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань»
Слайд 79В развитии русской прозы не только реализм обогащался художественным опытом романтизма,
но происходил и обратный процесс: романтизм использовал достижения реалистической прозы.
Слайд 81Это особенно наглядно сказалось в сложном стилистическом сплаве повести “Тамань”, где
скучная проза жизни, воспринимаются через романтическое миросозерцание героя. Иначе чары загадочной ундины не могли бы иметь такой силы и ей не так легко было бы заманить в свои сети Печорина.
Слайд 83Тонкой кистью художника, в традициях романтического психологического портрета с его колоритом
и светотенью, написан портрет контрабандистки: “В ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное… в ее улыбке было что-то неопределенное… быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности… загадочные речи… странные песни”.
Слайд 85Романтизмом дышит и дикая песня ундины, напев ее “странный, то протяжный
и печальный, то быстрый и живой”:
Мою лодочку:
Везет моя лодочка
Вещи драгоценные.
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка».
Слайд 87 Картины природы в повести «Тамань» таинственны и загадочны: ночь, тихая
луна, берег моря и пена валунов, темно - синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам традиционный сентиментальный пейзаж.
Слайд 88В Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания
там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь — это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом.
Слайд 91«Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает
мой письменный стол их белыми лепестками».
Слайд 92«Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту
синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом...»
своих настроений посредством своеобразной лирической интродукции, посвященной эмоциональному описанию природы» (В. В. Виноградов).
Слайд 97Пейзажи в романе часто используются как средство характеристики героя. М. Лермонтов
неоднократно подчеркивает любовь Печорина к природе, его глубинную, неразрывную связь с ней.
Слайд 98«...Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного
ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется: на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес», — пишет Печорин в своем дневнике.
Слайд 100Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, Печорин становится настоящим поэтом и философом:
«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?»
Слайд 101 Чувства, исполненные поэзии, гармонии и тихой умиротворенности, ярко характеризуют Печорина,
подчёркивая то хорошее в его душе, что было дано ему от природы.
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное…»
Слайд 103 Рисуя пейзажи в восприятии главного героя, Лермонтов подчеркивает контраст природных
задатков Печорина — искренности, жажды сильных чувств, духовной чистоты (именно общение с природой во многом формирует нравственный облик человека) — и его настоящего внутреннего облика, определяющегося в основном эгоизмом, скепсисом, безверием и агрессией.
Слайд 105 Негативные черты характера героя в романе также подчеркнуты пейзажами. Так,
скептицизм Печорина, его насмешливое, полупрезрительное отношение к судьбе, его гордыня и самоуверенность подчеркнуты в описании ночи убийства Вулича:
Слайд 106
«Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как
зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в их ничтожных спорах ... Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо ... на них смотрит с участием ... А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, ...мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия...».
Слайд 108Пейзажи у М. Лермонтова часто символичны. Так, пейзаж перед дуэлью, передавая
чувства героя, одновременно символизирует характер Печорина, двойственность его натуры.
Слайд 109В утро перед дуэлью с Грушницким, когда Печорин допускает возможность собственной
смерти, он больше, чем когда-либо, любит жизнь, больше, чем когда-нибудь прежде, он любит природу:
Слайд 110 «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва
выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»
Слайд 112Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи
в описании утра перед дуэлью символически передает противоречивость души Печорина.
Слайд 113Одновременно в картине этой сама природа как будто напоминает герою о
ценности жизни, как бы предостерегая его от предстоящего убийства. Однако Печорин осмысляет этот пейзаж лишь в контексте собственной личности.
Слайд 115Обращает на себя внимание и особый световой фон пейзажа утра перед
дуэлью. В своих световых эффектах Лермонтов достигает то, что не ограничивается светотенью, он подмечает в природе «миллионы блесков отраженного света: когда светит солнце, блещут горы, блещут реки, потоки и ключи, сверкает каждая росинка» (Фишер ).
Слайд 118Пейзаж в романе нередко предваряет будущие события.
Слайд 120Чудная природа, вдохновенно нарисованная Лермонтовым и отличающаяся какой - то неуловимой
чувственной гармонией, представляет собой безусловный объект эстетического наслаждения автора и читателей романа.