Слайд 1
МБОУ « Очурская СШ»
Песни, написанные войной.
Выполнила: Брагина Анастасия, ученица 11 класса
Руководитель:
Сухина Т.А., учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил
народа, сражающегося против беспощадного врага.
До песен ли в такое время?
Ответ на этот вопрос заключается в строчках, принадлежащих Лебедеву-Кумачу: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»
Слайд 3
Цель работы – рассмотрение песен Великой Отечественной войны и современных песен о
войне, выявление актуальности песен о войне в современное время.
Задачи работы:
- изучить, в какие мгновения-состояния возникала, творилась, выпевалась песня в годы ВОВ;
- изучить мир и образы песни;
- изучить, какое влияние оказывает песня о ВОВ на людей;
- выявить актуальность песен о войне в современное время;
- проанализировать полученную информацию.
Слайд 4 Гипотеза работы: военные песни не теряют своей актуальности в настоящее время.
Объектом нашего исследования являются песни о войне, написанные в годы военных лет и современное время.
Предмет исследования: история, образы, значение песен о войне.
Новизна исследования заключается в том, что нами впервые проведен анализ песен современных авторов-исполнителей, которые не обходят стороной тему войны в своем творчестве.
Слайд 5
«Священная война» -
Главная песня Великой Отечественной войны.
Песня Лебедева-Кумача и А.В.Александрова
– песня-призыв, песня-плакат.
Текст, написанный в ночь с22 на 23 июня, был уже опубликован 24 июня 1941 года в газетах.
Слайд 6Максимально презрительно звучат слова обобщённого характера:
«орда», «нечисть », «отребье» – и
предельно разгневанно: «душители, насильники, грабители, мучители», множественное число подчёркивает не столько многочисленность, сколько исчислимость.
Слайд 7«Вставай, страна огромная…»
«Вставай на смертный бой…»
Песня насыщается плакатными образами. Двукратное «вставай»
обращено ко всей стране. Единственным числом подчёркивается неразрывность, монолитность страны.
Слайд 8Ёмкий плакатный образ врага.
Контраст усиливается с каждой строфой: «фашистская сила тёмная»,
«проклятая орда», «душители всех пламенных идей», «насильники, грабители, мучители людей», «гнилая фашистская нечисть», «отребье человечества».
Слайд 9Одически высоко звучат противопоставленные им образы:
«смертный бой», «ярость благородная», «страна огромная»,
«пламенные идеи», «поля просторные», «земля милая», «Союз большой», «волна народная», «священная война».
Все прилагательные либо инверсированы, либо относятся к высокой лексике.
Слайд 10Инверсии – в контрастных образах.
«сила темная» – «крылья черные». Синонимичность, метафоричность
и традиционность связаны с народно-песенной культурой, с былинами.
Былинность, укоренившаяся в душе русского человека, выходит наружу в момент наивысшей востребовательности.
Слайд 11Призывная функция глаголов повелительного наклонения.
«вставай», «пусть вскипает», «сколотим», «пойдем ломить».
Слайд 12Дважды повторён отрицательный вспомогательный глагол: «не смеют летать», «не смеют топтать».
Эти формы имеют повелительную окраску.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Слайд 13
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
3-я строфа избыточно насыщена предельно
негативными отглагольными существительными.
Слайд 14Всё это усиливает драматизм и героику песни.
Слайд 15Глава 2. Актуальность военных песен в современное время.
Вопросы для анкетирования:
Знаете
ли вы военные песни?
Какие песни, на ваш взгляд, самые знаменитые?
Военные песни актуальны в настоящее время? Если да, то почему?
Какие чувства у вас вызывают военные песни?
Слайд 167
Анализ анкетирования:
1. Каждый из анкетируемых знает песни о страшной войне.
2. В
числе самых популярных песен были выделены: «Священная война», «Катюша», «Бухенвальдский набат», «Синий платочек», «Враги сожгли родную хату…» , «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Бьётся в тесной печурке огонь…»,«Дороги», «Тёмная ночь».
Слайд 177
3. Военные песни актуальны и сегодня, так как и наше время
война бушует на Земле (в Украине, в Сирии). Время не стерло из памяти людей еще те страшные годы ВОВ, а уже сегодня, казалось бы, в мирное время, на земле вновь идет кровопролитие.
4. Чувства, вызванные песнями о войне : слёзы, печаль, горечь утрат, чувство грусти, ненависти к врагу и, конечно же, гордость за наш героический народ.
Слайд 18Стас Михайлов.
Песня «Солдат».
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
(К.Симонов)
Ты только жди,
Ты жди меня, родная.
Все годы жди,
И я к тебе вернусь.
(Стас Михайлов)
Слайд 19
Эпитеты: «божий гнев», «злая война», которые отражают отношение народа к этому
жуткому событию.
Призывную функцию выполняют глаголы повелительного наклонения: «молись», «слез не лей», «жди», «помилуй».
Слайд 20Каждый солдат уходит на войну с надеждой вернуться домой, и с
верой, что его ждут.
«Он обещал! Он не умрет!
Хоть нелегка его дорога!»
Несмотря на страшное время, любой солдат готов был отдать свою жизнь за «отчий дом и за святую Русь»; воевать «за детский смех, и за горбушку хлеба, за сыновей родных и дочерей».
Слайд 21Выводы по работе:
Песня делила вместе с воинами и горести, и радости,
подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы.
Образы, представленные в песнях, наделены легендарной храбростью, душевным мужеством, оптимизмом и великой человечностью Русского Солдата.
Спустя годы и десятилетия, песни, написанные Великой Отечественной войной, продолжают жить в народной памяти. И сегодня исполняются не только военные песни того времени, но и создаются авторами-исполнителями новые песни.
Человек, слушающий песни о войне, не может остаться равнодушным. Эти песни вызывают такие чувства, как: слёзы, печаль, горечь потерь, чувство грусти, ненависти к врагу и , конечно же, гордость за наш героический народ.