Презентация, доклад Пересказ как средство развития связной речи

Содержание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Евпатории Республики Крым» «Пересказ как средстворазвития связной речи»Подготовила:Учитель начальных классов Юршина Алла Александровна

Слайд 1


Слайд 2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Евпатории Республики Крым»

«Пересказ

как средство
развития связной речи»




Подготовила:
Учитель начальных классов Юршина Алла Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Евпатории Республики Крым» «Пересказ как средстворазвития связной речи»Подготовила:Учитель начальных

Слайд 3Актуальность
Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей

речевого развития детей, имеющего большое значение для формирования личности ребенка младшего школьного возраста и его социализации .
АктуальностьВопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющего большое значение

Слайд 4Пересказ
- это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи.

- это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.

Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. - это сложная деятельность, в которой

Слайд 5пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств,

активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для
построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний.

пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.
пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и

Слайд 6Задачи:
Учить детей
осмысленно воспринимать произведения,
планировать развёрнутые высказывания.
развивать самоконтроль при построении

высказываний
Использовать средства художественной выразительности

Развивать
самоконтроль при построении высказываний
лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны речи
коммуникативные способности,
внимание, память, мышление.








Задачи:Учить детей осмысленно воспринимать произведения, планировать развёрнутые высказывания.развивать самоконтроль при построении высказыванийИспользовать средства художественной выразительностиРазвивать самоконтроль при

Слайд 7Требования к работе над пересказом:
Знать индивидуальные особенности детей
Определять цель и тему

непосредственно образовательной деятельности, направленной на обучение детей пересказу
Определять лексику, необходимую для усвоения детьми в активной речи
Обозначать основной ход деятельности
Обеспечивать постепенное усложнение речевых и мыслительных заданий
Включать регулярное повторение усвоенного речевого материала
Требования к работе над пересказом:Знать индивидуальные особенности детейОпределять цель и тему непосредственно образовательной деятельности, направленной на обучение

Слайд 8Виды пересказа
Подробный
Краткий или сжатый
Выборочный
С перестройкой текста
С творческими дополнениями:



Виды пересказаПодробныйКраткий или сжатыйВыборочныйС перестройкой текстаС творческими дополнениями:

Слайд 9Подробный (близкий к тексту, полный) пересказ
Подробный пересказ используется чаще других по

причине его простоты; является средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях; средством усвоения логики образца и его языка.

Схема работы над подробным пересказом:
Чтение текста, анализ его содержания, работа над словами в контексте.
Обращение к личному опыту учащихся.
Выделение смысловых частей, определение из последовательности с помощью наводящих вопросов учителя.
Иллюстрирование.
Коллективное составление плана.
Пересказ с предварительным нацеливанием (Вариант: перескажи от лица определенного героя).
Работа над пересказом усложняется с каждым классом.
Таким образом, подробный пересказ является наиболее употребимым в начальных классах и наиболее легким для детского понимания. Тем не менее, именно в этом виде пересказа установка ребенка на запоминание может быть проблемой для качественного пересказа

Подробный (близкий к тексту, полный) пересказПодробный пересказ используется чаще других по причине его простоты; является средством закрепления

Слайд 10Краткий (сжатый) пересказ Умение кратко передать мысль – важнейшее качество связной речи.


Краткий пересказ – это не просто урезание исходного текста, а результат сложного переосмысления прочитанного, передача его содержания в более обобщенной форме.
Приемы и условия работы при подготовке сжатого пересказа:
Работа над формированием у учащихся правильных, полноценных, наглядных образов и представлений, связанных с содержанием текста, что неотрывно связано с иллюстрированием.
Составление плана, где внимание направляется на основное содержание. Сначала такой план делается только коллективно, выделяются все смысловые вехи в произведении. Устно с детьми обсуждается последовательность повествования.
Прием двукратного сокращения текста, при этом важно, чтобы дети осознавали цель данной работы.
Сам исходный текст должен содержать в себе много событий, но при этом не быть коротким, желательно, чтобы он был научно-популярного характера.
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развернут каждый пункт плана, т.к. это приводит к механической работе, а не к творческому процессу.
В то же время, чрезмерное увлечение сокращениями грозить сухостью языка.
Очень важно давать детям четкую установку: кратко или полно нужно пересказывать.

Краткий (сжатый) пересказ Умение кратко передать мысль – важнейшее качество связной речи. Краткий пересказ – это не

Слайд 11Выборочный пересказ
Включает в себя обычно только определенные части, определяющие линии произведения.


Выделяются следующие его виды:
-пересказ по вопросу или заданию;
-пересказ по иллюстрации.

Приемы и условия работы над выборочным пересказом:

Выборочный пересказ связан с перегруппировкой воспринимаемого содержания, поэтому большие требования предъявляются к исходному тексту.
На первых этапах необходимо помочь детям выделять нужные предложения из текста, а также помогать отбирать слова для соединения отображаемого содержания в целое. Для детей легче пересказывать деятельность героев, сложнее – различные описания жизненных явлений.
Значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа по одной из его тематических линий, для этого текст читается про себя, выбираются нужные отрывки.
Подготовка к выборочному пересказу существенно облегчается составлением плана (во 2 классе – коллективно, в 3 классе – самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста).
Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии. (Пример: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»: выбрать то, что связано с лисицей.) Также можно выбрать характеристики героя.


Выборочный пересказВключает в себя обычно только определенные части, определяющие линии произведения. Выделяются следующие его виды:-пересказ по вопросу

Слайд 12Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениями
Пересказ с перестройкой текста

и с творческими дополнениями – перед детьми ставится задача по перестройке, либо дополнению текста. Выделяют следующие виды:
пересказ с изменением лица рассказчика;
пересказ от лица оного из персонажей (что сближает его с выборочным);
пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами/деталями, продолжения рассказа;
инсценирование рассказа;
словесное рисование.
Очень сложной и интересной задачей является войти в роль персонажа, например, пересказать «Серую шейку» от лица Зайца.
Творческие дополнения возможны только в случае понимания текста.
Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениямиПересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениями – перед

Слайд 13
Приемы и условия работы над творческим пересказом:
Особенно привлекательны дополнения, в которых

излагается судьба их любимых героев, сопоставление с фактами из других источников.
Словесное рисование. Например, после прочтения учитель спрашивает детей: «как вы представляете себе обстановку в момент действия? Расскажите, как будто вы это видите».
Воображаемая экранизация представляет собой следующее: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их». Обычно дети дополняют друг друга.
Инсценирование – это передача событий повествования в драматической форме, для этого рекомендуется брать тексты со множеством диалогов, например, И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Переходом от обычного чтения к инсценировке служит чтение по ролям. При пересказе дети предают только диалоги, а ведущий в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.
Часто детям мешает робость, поэтому важно создать дружескую, комфортную обстановку в классе для каждого ребенка.
Приемы и условия работы над творческим пересказом:Особенно привлекательны дополнения, в которых излагается судьба их любимых героев, сопоставление

Слайд 14Методика обучения продуктивному пересказу текста в начальной школе
Конечная цель пересказа: добиться

того, чтобы человек в своей жизни мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно предать прочитанное, услышанное.
Необходимо отметить определенные требования к пересказу, на которые обращалось внимание учеников:
Должна звучать живая речь ребенка, а не заученный образец.
Использование лексики, оборотов речи и синтаксических конструкций образца.
Сохранение стиля образца или выполнение точного указания на его изменение.
Соблюдение последовательности оригинала, причинно-следственной зависимости, передача всех основных фактов и описаний.
Отражение чувств ребенка через выразительность его речи.
Методика обучения продуктивному пересказу текста в начальной школеКонечная цель пересказа: добиться того, чтобы человек в своей жизни

Слайд 15 В первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором

классе в большей мере вводятся различные виды упражнений на краткое и выборочное воспроизведение текста. В третьем и четвертом классах ведется работа над всеми видами пересказа, но больше внимания уделяется характеристике действующих лиц, тексты же усложняются.
Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Таким образом, данные виды пересказа стимулируют творческую активность детей, способствуют более глубокому пониманию художественного произведения. Эта работа дает большую степень свободы для самоактуализации, поэтому и вариантов ее подготовки и проведения множество.
В первом классе основное место должен занимать подробный пересказ. Во втором классе в большей мере вводятся различные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть