Схема работы над подробным пересказом:
Чтение текста, анализ его содержания, работа над словами в контексте.
Обращение к личному опыту учащихся.
Выделение смысловых частей, определение из последовательности с помощью наводящих вопросов учителя.
Иллюстрирование.
Коллективное составление плана.
Пересказ с предварительным нацеливанием (Вариант: перескажи от лица определенного героя).
Работа над пересказом усложняется с каждым классом.
Таким образом, подробный пересказ является наиболее употребимым в начальных классах и наиболее легким для детского понимания. Тем не менее, именно в этом виде пересказа установка ребенка на запоминание может быть проблемой для качественного пересказа
Краткий пересказ – это не просто урезание исходного текста, а результат сложного переосмысления прочитанного, передача его содержания в более обобщенной форме.
Приемы и условия работы при подготовке сжатого пересказа:
Работа над формированием у учащихся правильных, полноценных, наглядных образов и представлений, связанных с содержанием текста, что неотрывно связано с иллюстрированием.
Составление плана, где внимание направляется на основное содержание. Сначала такой план делается только коллективно, выделяются все смысловые вехи в произведении. Устно с детьми обсуждается последовательность повествования.
Прием двукратного сокращения текста, при этом важно, чтобы дети осознавали цель данной работы.
Сам исходный текст должен содержать в себе много событий, но при этом не быть коротким, желательно, чтобы он был научно-популярного характера.
Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развернут каждый пункт плана, т.к. это приводит к механической работе, а не к творческому процессу.
В то же время, чрезмерное увлечение сокращениями грозить сухостью языка.
Очень важно давать детям четкую установку: кратко или полно нужно пересказывать.
Выделяются следующие его виды:
-пересказ по вопросу или заданию;
-пересказ по иллюстрации.
Приемы и условия работы над выборочным пересказом:
Выборочный пересказ связан с перегруппировкой воспринимаемого содержания, поэтому большие требования предъявляются к исходному тексту.
На первых этапах необходимо помочь детям выделять нужные предложения из текста, а также помогать отбирать слова для соединения отображаемого содержания в целое. Для детей легче пересказывать деятельность героев, сложнее – различные описания жизненных явлений.
Значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа по одной из его тематических линий, для этого текст читается про себя, выбираются нужные отрывки.
Подготовка к выборочному пересказу существенно облегчается составлением плана (во 2 классе – коллективно, в 3 классе – самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста).
Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии. (Пример: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»: выбрать то, что связано с лисицей.) Также можно выбрать характеристики героя.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть