Проект .
«Образ осени в русской поэзии
XIX века, музыке и живописи»
Слайд 2Проект выполнен
в рамках курсов повышения квалификации.
Тип проекта: исследовательско -
информационный;
по продолжительности проведения:
краткосрочный;
по количеству участников: групповой
Слайд 3
-исследовать поэтический образ осени в
творчестве поэтов- классиков XIX века
(А.С Пушкин., А.А.Фет, Ф.И. Тютчев, И.А.Бунин )
-показать взаимосвязь поэзии, музыки,
живописи как составных частей искусства
Цель проекта:
Слайд 4Задачи проекта:
-Подбор и изучение стихотворений по теме «Осень»
-Наблюдение за поэтическим строем
выбранных стихотворений
- Раскрытие образа осени в поэзии, музыке, живописи
Слайд 5
Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется
многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
Слайд 6Чем образ осени привлекателен для поэтов,
почему волнует художников и можно ли это время года “услышать” ?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Слайд 7Деятели различных видов искусства по-своему создают образ осени:
художники это делают
при помощи богатейшей палитры красок,
поэты создают словесные образы,
музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков.
Но все они своим творчеством выражали свою любовь к Родине, природе.
Слайд 8ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Поиск информации по теме
(подборка стихотворений, музыкального
сопровождения, репродукций);
Работа с материалами;
Оформление результатов;
Создание поэтического альбома;
Источники
Слайд 9РАБОТА С МАТЕРИАЛАМИ
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
1 группа-(биографические этюды)
Пушкинская осень
Пейзажисты
Фет и Тютчев
Осенняя грусть Бунина
2 группа (анализ стихотворений)
Работа над поэтическим словом в стихах Фета, Тютчева, Бунина, Пушкина
3 группа (живописные полотна художников)
Подбор репродукций на тему осени. Слово о художнике и его картине.
4 группа ( музыкальные композиции)
Слово о композиторе, подбор музыкального сопровождения к слайдам)
Слайд 10Осень в поэзии
1. Какие картины ты увидел, представил себе?
2. Какими
средствами пользуется автор, рисуя картину осени? (сравнения, метафоры, эпитеты.)
3. Какие цвета, звуки, запахи использует автор для создания образа осени.
3. Какое настроение передано в произведении?
4. Какой видит осень поэт?
Слайд 11Александр
Сергеевич
Пушкин
1799-1837
Слайд 12
«И с каждой осенью я расцветаю вновь»
- писал поэт, и в его душе рождались новые стихи.
Отличительной чертой
стихотворений Пушкина о природе является то, что в них есть размышления о смысле жизни, о тайнах природы и поэтического творчества.
Михайловские рощи, поля
Болдино, парк Павловска не
только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером
поэта в прекрасные образы.
Слайд 13Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 14Пушкин сам по себе является праздником для души, а его стихотворение
— вдвойне. Строки данного произведения не рисуют полной картины осени, но мягкая и приятная музыка вливается в душу читателя бодрящим ручейком, наполняет ее любовью и светом. Видишь размытые образы: падают листья в хмурые и прозрачные лужи, льют осенние тяжелые дожди, нос щиплет холодный ветерок. Чувствуется тоска о прошедшем лете и о теплом солнце.
Для Пушкина не существует поры года лучше осени. В это время наступает душевное и физическое оздоровление.
-Пушкин сам по себе является праздником для души, а его стихотворение — вдвойне. Строки данного произведения не рисуют полной картины осени, но мягкая и приятная музыка вливается в душу читателя бодрящим ручейком, наполняет ее любовью и светом. Видишь размытые образы: падают листья в хмурые и прозрачные лужи, льют осенние тяжелые дожди, нос щиплет холодный ветерок. Чувствуется тоска о прошедшем лете и о теплом солнце.
- Для Пушкина не существует поры года лучше осени. В это время наступает душевное и физическое оздоровление.
Стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
Слайд 15
Афанасий
Афанасьевич
Фет
(1820 -1892)
Слайд 16А.А.Фет
А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его
книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем привлекали стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.
«Это не просто поэт, а, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.
С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей.
Слайд 17Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в
душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль
Слайд 18-Четко и ясно слышатся отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх
частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить, любить, стареть и умирать. Главным мотивом стихотворения является одухотворённость природы, которая переплетается со всей сложностью и неповторимостью человеческих ощущений.
-В первой части стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор автор создаёт впечатление полной тишины, одиночества, интимности. Во второй — осень расцветает, оживляется, наполняется светом и теплом.
-Для усиления значимости поэтической и смысловой А.А. Фет использует приём градации. В третьей части эмоции стихают и приобретают степенный, умеренный ритм. Нет больше движения, ярких красок, есть только “стыдливая печаль” замирающей осени.
Стихотворение «Осень» А.А.Фета
Слайд 19
Фёдор
Иванович Тютчев
(1803-1873)
Слайд 20ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ
Федор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда
орловской губернии в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями.
Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную, сокровенную жизнь. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, полна внутреннего движения.
Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм.
Слайд 21Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных
листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья
Осенний вечер
Слайд 22«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении показана не
одна конкретная картина, но общая сущность русских осенних вечеров; не просто передано впечатление, но осмыслено оно как феномен жизни природы
-Стихотворение насыщено эпитетами, которые создают ощущение богатой живописи: “умильная, таинственная прелесть”, “зловещий блеск”, “…Багряных листьев томный, лёгкий шелест”, // Туманная и тихая лазурь // Над грустно-сиротеющей землёю…”, “прерывистый, холодный ветер”, “кроткая улыбка увяданья”. “Холодный ветер”, налетающий порою, предстаёт перед нами “как предчувствие сходящих бурь”.
-Необычна цветовая палитра стихотворения: “светлость” вечеров сочетается со “зловещим блеском” и “пестротой дерев”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью. Яркие тона словно задёрнуты покрывалом тонкого тумана. Природа ещё живёт, но уже чувствуется приближение зимнего сна: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья…”
Слайд 23Иван
Алексеевич
Бунин
(1870 -1953)
Слайд 24И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло
на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.
Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо».
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни ( умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.
Слайд 31-Это яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина является поводом
для глубоких размышлений о смысле и быстротечности жизни. Автор создал яркий образ осеннего леса-терема, при этом он использует сравнения и эпитеты. Для завершения образа автор проводит сравнение между просветами в листве и оконцами, елочками и вышками у терема, пустой поляной и широким двором. В эту пору лес вызывает лишь восхищение буйством красок.
-Бунин дает целостный образ леса, но замечает и поляну, и двор с последней паутиной и мотыльком. Он предлагает нам вслушаться в тишину, несущую малейший звук, даже «листика шуршанье».
Слайд 33Мир куда разнообразнее и удивительнее, чем нам кажется.
Рыжекудрая красавица Осень в
длинном платье винного бархата, с резным венком из ало-золотых листьев рябины и клёна, украшенным брызгами рубиновых ягод рябины и боярышника на голове, бродит, не замечаемая людьми, с палитрой и кистью.
Она любит художников - ведь она и сама пишет картины, только живые.
Слайд 34
Левитан Исаак Ильич(1860-1900) родился в Литве, любил природу до восторженного поклонения ей,
он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния.
Слайд 35Левитан
Левитан Исаак Ильич
«Золотая осень.»
http://1-4mag.ru/2012/01/04/%D…
Слайд 36Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых
трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю Осень изображена золотой. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. Красавица-береза одиноко стоит на берегу реки. Плавно несет свои воды голубая река, в которой отражаются багряные листья кустарников. Какую любовь к природе нужно нести в душе, чтобы написать такую замечательную картину. Не случайно Левитана называли «певцом русской природы».
Слайд 39
Художник Леонид Афремов родился в Витебске (Белоруссия) в 1955 году.
Южным солнцем,
яркими цветами заполнены его картины, а осень позитивна и радостна.
Его картины делают зрителей светлее, позитивнее.
Слайд 40Леонид Афремов вместо кисти использует нож для своих работ
Слайд 42Картина Василия Поленова « Золотая осень» была создана художником в 1893
году во время проживания в своем личном имении под названием Бехово, близ Тарусы на берегу величавой Оки.
В картине все подчинено осеннему сезону, колорит красок подчеркивает разнообразие листвы на деревьях от зелено-красных оттенков до ярко- желтых и оранжевых, контрастирующих относительно голубых красок реки и неба. Живописно отражена художником атмосфера воздушности картины, этому свидетельствуют уходящие в дымчатую даль горизонта берега, над которыми нависает затянутое облачками небо.
Слайд 47«Пётр Ильич Чайковский любил жизнь. Каждый день имел для него значительность
и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.»
М.И.Чайковский
Слайд 48"Времена года" Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие
сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Слайд 49
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях
сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин
СЕНТЯБРЬ
"Охота".
Чайковский П.И.
Слайд 50
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой
ОКТЯБРЬ
"Осенняя песнь".
Чайковский П.И.
тройке»
Чайковский П.И.
.
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Слайд 57«ОСЕННИЙ ВАЛЬС»
«Мы используем звуки для создания музыки, как мы используем слова,
чтобы создать язык.»
Ф.Ф.Шопен
Слайд 59«Осень - последняя, самая восхитительная улыбка года.»
Уильям К. Брайант.
Слайд 60СИНКВЕЙН
ОСЕНЬ
Разноцветная, золотая
Увядает, созревает, холодает
Унылая пора, очей очарованье
Грусть