Слайд 1Образ слуги в русской литературе 19 века
Работу выполнила обучающаяся 6 класса
Алексеева Валерия.
Слайд 2Цель исследования:
1.Изучить литературу по данной теме
2. Определить функцию слуги в произведениях
А.С.Грибоедова «Горе от ума» и А.С.Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Методы исследования: структурно-типологический, сравнительно-исторический.
Актуальность исследования: богатый писательский опыт в изображении образов слуг еще не до конца осмыслен и не систематизирован.
Слайд 3Образы слуг занимают значительное место в творчестве писателей 19 века. Одни
из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами
Слайд 4История появления образов слуг и служанок .
Основным предметом изображения в художественной
литературе является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. Наряду с персонажами из дворянского общества, во многих произведениях показаны герои из притесняемого дворянами сословия – крестьяне и слуги.
На примере произведений А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, мы видим, как менялась на протяжении XIX века психология и характер людей низшего сословия, для которых рабство сначала было внешним (крепостное право), а потом преобразовалось во внутреннее. Века неволи воспитали рабские черты в психологии этих людей.
Слайд 5В 19-м веке средний класс был уже достаточно богат, чтобы нанимать
прислугу. Прислуга была символом благополучия, она освобождала хозяйку дома от уборки или приготовления пищи, позволяя ей вести образ жизни, достойный леди
Слайд 6Принято было нанимать хотя бы одну служанку – так в конце
19го века даже самые небогатые семьи нанимали «step girl», которая субботним утром чистила ступеньки и подметала крыльцо, таким образом попадаясь на глаза прохожим и соседям.
Слайд 7Врачи, юристы, инженеры и другие профессионалы держали как минимум 3-х слуг,
ну а в богатых аристократических домах прислуга исчислялась десятками. Количество слуг, их внешность и манеры, сообщали о статусе их хозяев.
Слайд 8Кто такая служанка?
Служанка-
Женская прислуга, домашняя работница.
Слайд 9Кто такая субретка?
Актерское амплуа , традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная ,
находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интересах.
Слайд 10Современные служанки
Служанки 18-19 веков

Слайд 11Обязанности:
Служанки -
Стирать, гладить, готовить, убирать, находится везде в нужное время, иногда
сходить в магазин, мыть и т.д.
Субретки-
Мыть , стирать, делать домашние обязанности и иногда помогать своим хозяевам в любовных отношениях.
Слайд 13А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Лиза - классический тип служанки, которая
устраивает хозяйке ее любовные дела. Она крепостная Фамусовых, но в доме своих хозяев Лиза находится на положении прислуги-подруги Софьи.
Слайд 14Она остра на язык, у нее свободные манеры и вольность в
обращении с Чацким и Софьей. Так как Лиза росла со своей образованной барышней, ее речь – смесь простонародности и жеманности, столь естественная в устах горничной.
Слайд 15Эта полубарышня, полуприслуга выполняет роль компаньонки Софьи. Лиза – деятельная участница
комедии, она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней
Слайд 16Исполняя поручения своей барышни, Лиза ничуть не сочувствует любовной интриге и
даже пытается образумить Софью, говоря, что «в любви не будет этой прока».
Она к нему, а он ко мне,
А я… одна лишь я в любви до смерти трушу.-
А как не полюбить буфетчика Петрушу!
Слайд 17Уклоняясь от барского ухаживания Фамусова говорит: «Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы
старики».
Слайд 18Вспоминает о Чацком, с которым Софья вместе воспитывалась, сожалея о том,
что барышня к нему охладела. С Лизой держится на равных Молчалин, пытаясь за ней ухаживать, пока этого не видит барышня.
Слайд 19Лиза, в отличие от Софьи, прекрасно понимает, что Молчалин не пара
ее госпоже и что Фамусов никогда не отдаст Софью в жены Молчалину. Ему нужен зять, имеющий положение в обществе и состояние.
«.. И золотой мешок,
и метит в генералы»
Слайд 20В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает
достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще больше внимания.
Слайд 22 Представителями крепостных дворовых людей, преданных своим господам, являются старый кучер
Антон и няня Дубровского.
Слайд 23В образе Антона писатель запечатлел трезвый и острый народный ум, чувство
собственного достоинства и независимости, дар остроумия и меткой, яркой речи. Антон знал Владимира еще ребенком, учил его ездить на лошади, забавлял его. Он сильно привязан к Владимиру, которого помнит еще ребенком и тогда его полюбил, но в то же время он выражает свои чувства к Владимиру в форме, привычной для него как крепостного.
Слайд 24«Антон прослезился, увидев Владимира, поклонился ему до земли, сказал ему, что
старый барин еще жив, и побежал запрягать лошадей.”
Слайд 25
У Антона в отношении к господам нет рабского страха,
приниженности, он осуждает “господ” за их низость, лесть и раболепство, презирает их. “Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи будут”, - рассказывает кучер о Троекурове. Он ненавидит жестокого эксплуататора, не собирается покориться ему и готов вступить в борьбу с ним.
Слайд 26Няня Дубровского, Егоровна, - добрая, внимательная к людям женщина. Поражает в
этой простой женщине преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на воспитание ребенка Егоровна воспринимает как своего, заботится о нем так, как и о своем. Ласково называет в своем письме его так: “Соколик мой ясный”.
Слайд 27Когда с барином случилась беда, верная семье Дубровских Егоровна ухаживала за
своим хозяином не из какого-либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодарности: барин относился к ней с уважением и по-хорошему. “Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать
Слайд 28 “твоя верная раба”, “а мы искони ваши”, “хорошо ли он
тебе служит”.
“в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника”.
Слайд 30И.С.Тургенев «Муму»
Н.А.Некрасов
«Кому на Руси
жить хорошо»
А.П.Чехов
«Вишневый сад»
Слайд 31Руководитель проекта:
Григорьева
Надежда Альбертовна
Автор проекта: Алексеева Валерия