Слайд 1
Презентация
Образ Печорина в оценке
В. Г. Белинского
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3Образ Печорина в оценке
Виссариона Григорьевича Белинского
Слайд 5
"Герой нашего времени" — вот основная мысль романа.
В самом деле,
после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет:
"Хорош же герой!"
— А чем же он дурен? — смеем вас спросить».
Слайд 9
«Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно!
но ведь это то же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота: он бы и рад иметь его, да не дается оно ему. И притом, разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его?..»
Слайд 12«… он эгоист? — Но разве он не презирает и не
ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?..
Нет, это не эгоизм:
эгоизм не страдает,
не обвиняет себя,
но доволен собою,
рад себе. Эгоизм
<не> знает мучения:
страдание есть удел одной любви».
Слайд 14«Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса
в жизни. В этом человеке есть сила духа и могущество воли».
Слайд 17
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от этой пламенной жизни
земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...»
Слайд 21«Его страсти — бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения — острые
болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!»
Слайд 23Печорину «стало больно и грустно, что его все не любят, —
и кто же эти "все"? — Пустые, ничтожные люди, которые не могут простить ему его превосходства над ними».
Слайд 25«В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит
на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры. — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».
Слайд 28
«А его готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести
и оскорбленного самолюбия, когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку, сейчас только выстрелившему в него пулею и бесстыдно ожидавшему от него холостого выстрела? А его слезы и рыдания в пустынной степи, у тела издохшего коня?»
Слайд 32«Нет, всё это не эгоизм! Но его — скажете вы —
холодная расчетливость, систематическая рассчитанность, с которою он обольщает бедную девушку, не любя ее, и только для того, чтобы посмеяться над нею и чем-нибудь занять свою праздность?»
Слайд 34«Так, но мы и не думаем оправдывать его в таких поступках,
ни выставлять его образцом и высоким идеалом чистейшей нравственности: мы только хотим сказать, что в человеке должно видеть человека и что идеалы нравственности существуют в одних классических трагедиях и морально-сантиментальных романах прошлого века».
Слайд 37«Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено,
а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии».
Слайд 39 «Судя о человеке, должно брать в рассмотрение обстоятельства его развития
и сферу жизни, в которую он поставлен судьбою. В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но всё это выкупается его богатою натурою. Его во многих отношениях дурное настоящее — обещает прекрасное будущее».
Слайд 42« Автор разбираемого нами романа, описывая наружность Печорина, когда он с ним
встретился на большой дороге, вот что говорит о его глазах: «Они не смеялись, когда он смеялся... Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак — или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Слайд 45«Согласитесь, что как эти глаза, так и вся сцена свидания Печорина
с Максимом Максимычем показывают, что если это порок, то совсем не торжествующий, и надо быть рожденным для добра, чтоб так жестоко быть наказану за зло!.. Торжество нравственного духа гораздо поразительнее совершается над благородными натурами, чем над злодеями...»
Слайд 47 «…причина неопределенности Печорина и тех противоречий, которыми так часто опутывается
изображение этого характера. Чтобы изобразить верно данный характер, надо совершенно отделиться от него, стать выше его, смотреть на него как на нечто оконченное. Но этого, повторяем, невидно в создании Печорина. Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа».