Слайд 1Библейские (евангельские)
мотивы в искусстве.
Образ Мадонны в живописи и музыке..
Выполнил:
Ученик
11класса
Лоос Дмитрий.
Научный руководитель:
Тюленева Н.Н.
Слайд 2Цели и задачи.
Цель:
Познакомиться с выдающимися живописцами, музыкантами и художниками слова, обращающихся
в своих произведениях к библейским сюжетам.
Понять, как художники пытались интерпретировать христианские темы и какую мысль пытались донести до зрителей и читателей
Задачи:
1. Собрать и обработать материал о жизни и творчестве великих художников, их произведениях,
3. Проанализировать картины, музыкальные и литературные произведения.
4. Сопоставить использование библейских мотивов в произведениях искусства и реальной жизни.
Слайд 3Библия
Собрание священных текстов христиан.
Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий
Завет и Новый Завет.
У современных исследователей нет единодушия в оценке периода создания книг Ветхого Завета. Датировка самых ранних текстов колеблется в промежутке XII—VIII вв. до н. э., самые поздние книги датируются II—I вв. до н. э.
Слайд 5Библия, Евангелие от Матвея, 1:16-25.
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от
Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Слайд 6В христианстве мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и
величайшая из христианских святых.
В православии, католичестве и других традиционных церквях почитается как Богородица (Матерь Божья).
Согласно Евангелию, она была еврейской девушкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, оставаясь девственницей, зачала своего сына-первенца Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.
Богородица
Слайд 7Мадонна дель Магнификат
1482-83. Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 8Дева Мария с младенцем Христом и пятью ангелами. Тондо, размер картины,
диаметр 118 см, дерево, темпера. Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Это одно из первых кватрочентистских тондо, в котором круглый формат картины нашел активную поддержку в самой ритмике изображенных в ней фигур, в красивых повторах выразительных линий. Тонкий лирический пейзаж дальнего плана сообщает насыщенной фигурами композиции необходимую пространственность. Художник помещает фигуры на фоне круглого окна, через которое виден пейзаж, напоминающий отражение в зеркале. Группа ангелов соединяет периферийную зону картины с ее центром. Симметрия фигур, держащих корону над головой Мадонны, ее наклон и встреча рук в фокусе построения сообщают целому уравновешенность. В это сияющее зрелище вторгается нота диссонанса. Смутное ощущение тревоги вызывает жест руки Девы Марии, которую она словно бы остановила в отрешенной задумчивости.
Описание
Слайд 9«Мадонна Литта» (1490—1491)
Леонардо да Винчи
Слайд 10На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит
грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.
Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.
Описание
Слайд 11«Мадонна Конестабиле»
Рафаэль Санти
Эрмитаж, Санкт- Петербург
Слайд 12«Мадонна Конестабиле», очень небольшая картина в форме тондо. В этой картине
молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма. В картине «Мадонна Конестабиле» художник представил Марию с младенцем за чтением книги на фоне прозрачного умбрийского пейзажа с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями. Исполненные серьезности лица отличаются нежной-, бережной моделировкой. Синий плащ Марии тонко согласован по цвету с голубым небом, с холодными оттенками зеленых холмов, озера и далеких снежных гор, и в целом цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты. Образная концентрация здесь усилена как в самом действии — Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, — так и в композиции — в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины, и, наконец, в том, что сама форма картины «Мадонна Конестабиле» с круглым обрамлением придает образному Замыслу характер особой завершенности.
Описание
Слайд 14Bartholomew
Oh my god
Please help me, knee deep in the river
trying to get clear
He says wash your hands, get out the stains
But you best believe, boy, there's hell to pay
Yeah you best believe, boy, there's hell to pay, sayin'
Come on
Oh my god
Please help me, waist deep in the river, can you hear my plea?
He says, son, you come like a beggar in the street
You might make it, boy, but by the skin of your teeth
You might make it, boy, but by the skin of your teeth, sayin'
I rebel with the worst of them
Fell in love with the Harlequin
Saw the darkest parts of men
And I saw myself starin' back again
And I saw myself starin' back again
Oh my god
Please help me, neck deep in the river screaming for relief
He says, it's mine to give, but it's yours to choose
You're gonna sink or swim, you're gonna learn the truth
No matter what you do you're gonna learn the truth sayin'
Fell from a cliff, never broke a bone
My daddy get the kings on the throne
And I'm all alone and the fire grows
And I'm all alone and the fire grows
Слайд 15Анализ текста
Большая часть песен группы The Silent Comedy содержит религиозный подтекст,
так, например, песня «Bartholomew» построена в стиле «разговора».
Герой обращается к Господу, просит у него помощь, но Всевышний лишь дает совет, говорит, что несмотря на то, что от него зависит все живое, выбор жизненного пути стоит за самим героем.
В песни используются цитаты из Библии.
Текст пронизан метафорами, красочными сравнениями и описаниями состояния души.
Простая музыкальная поддержка придает песни религиозный характер, необходимую ей мелодичность и легкость.
Слайд 16Blues Saraceno
Американский рок-музыкант, композитор, музыкальный продюсер.
Любовь к музыке обнаружил в 14
лет;
Врожденный дар, абсолютный слух и безграничный талант позволили ему в возрасте 17 лет стать знаменитым.
Слайд 17Evil Ways
Its been so long
Long hard days
they dont say
Gods
change my ways
Change my ways
These (Those) evil ways
So I set out
Cross that way
Strike them down
To make them pay
Change their ways
Their evil ways
But I can't hide
Ooooooo
And I wont hide
Oooooo Yeah!
My Evil Ways.
I found out
The hate grow cool
The god rise up
Damn my soul
Cause I aint change
change my ways
I aint change
So I wont hide
Ooooo
I wont hide
Oooooo
I cant hide Yeah!
Ooooooo
I cant hide HEY!
My evil ways
(Long Solo)
Well I cant hide
Ooooo
And I wont hide
Ooooo yeah!
Well I cant hide
Ooooo ouh!
Caus' I cant hide.
My evil ways.
В песне повествуется о выборе жизненного
пути. Герой говорит: «Они не говорили,
что Господь изменит мой путь».
Герой песни остается на «Темной стороне»,
не желая принимать Бога «в свое тело».
Медленный ритм, маршевый ритм ударный,
легкая блюзовая партия гитары и
чистейший звук рояля в куплете сменяется
тяжелым, перегруженным звуком гитары
и звонкими тарелками ударных. Все это
противопоставляется царству света и
«злых дорог».
Слайд 18Вывод
Библейские мотивы находят свое место в произведениях живописи и в музыке
и пробуждают в слушателях и зрителях разные чувства.
Обращаясь к этим произведениям, люди находят ответы на многие вопросы бытия: что такое жизнь, как не нарушить христианские заповеди и остаться Человеком с большой буквой, нравственного выбора ....