Презентация, доклад О понятии дискурс в современном литературоведении

Содержание

Понятие о дискурсеДискурс (от ср.-век. лат. Рассуждение, довод, аргумент; от фр. и анг. – речь, высказывание), рассудочный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного)[1].1.Философский энциклопедический словарь. М.:СЭ, 1989. – С. 176 (дискурсивный), С. 279, 593

Слайд 1Презентация
«О понятии дискурс в современном литературоведении»

Презентация «О понятии дискурс в современном литературоведении»

Слайд 2
Понятие о дискурсе
Дискурс (от ср.-век. лат. Рассуждение, довод, аргумент; от фр.

и анг. – речь, высказывание), рассудочный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного)[1].

1.Философский энциклопедический словарь. М.:СЭ, 1989. – С. 176 (дискурсивный), С. 279, 593 (Концепт – содержание понятия, смысл).

Понятие о дискурсеДискурс (от ср.-век. лат. Рассуждение, довод, аргумент; от фр. и анг. – речь, высказывание), рассудочный,

Слайд 3
Дискурс ( от фр. И анг. – речь, высказывание) –

многозначное понятие, введенное структуралистами (А.Ж. Греймас, Ж.Курте). Интерпретируется как семиотический процесс, реализующийся в различных видах дискурсивных практик.

Дискурс – это специфический способ или специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной).

Дискурс ( от фр. И анг. – речь, высказывание) – многозначное понятие, введенное структуралистами (А.Ж. Греймас,

Слайд 4
Ж.-К. Коке называет дискурс «сцеплением структур значения, обладающих собственными правилами комбинации

и трансформации»[1]. Отсюда нередкое употребление дискурса как понятия, близкого стилю, как, например, «литературный дискурс» , «научный дискурс».

1. (Coquet:1973, с. 27-28).

Ж.-К. Коке называет дискурс «сцеплением структур значения, обладающих собственными правилами комбинации и трансформации»[1]. Отсюда нередкое употребление дискурса

Слайд 51.Ильин И.П. Дискурс // Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред.

А.Н. Николюкина. – М.: НПК “Интелвак”, 2003. – Стб. 231-232.
1.Ильин И.П. Дискурс // Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК “Интелвак”,

Слайд 7Н.Л. Лейдерман, Н.В. Барковская солидарны с И.П.Ильиным, разграничивая научный, обиходно- практический,

деловой, художественный Д., т.е. стиль языка.[1]

1.Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс): Учеб. – метод. пособие. – Екаренбург, 2002. – С. 63.

Н.Л. Лейдерман, Н.В. Барковская солидарны с И.П.Ильиным, разграничивая научный, обиходно- практический, деловой, художественный Д., т.е. стиль языка.[1]1.Лейдерман

Слайд 8
С.Н. Зенкин различает при определении жанра произведения два понятия жанра:


Жанры дискурса

– это «строй отдельных частей текста (иногда очень мелких, иногда почти совпадающих с текстом в целом)». Наблюдается сочетание разных жанров Д. в некоторых произведениях: это «частные сюжетные линии», «вставные истории», «пародии», «реминисценции»; комические сцены в трагедиях, трагические сцены и герои в комедиях и т.д.

Жанры текста – способ окончательного оформления и осмысления присутствующих в произведении жанров Д.


Другими словами, жанр текста вбирает в себя жанры дискурса, но при этом наблюдается доминирование жанров текста.



Зенкин С.Н.Литературные жанры // Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. Пособие. – М.: РГГУ, 2000. – С. 26-35;34

С.Н. Зенкин различает при определении жанра произведения два понятия жанра:Жанры дискурса – это «строй отдельных частей текста

Слайд 9
Дискурс в понимании С.Н. Зенкина адекватен бартовскому, развивающему Л.Ельмслева.

Дискурс в понимании С.Н. Зенкина адекватен бартовскому, развивающему Л.Ельмслева.

Слайд 10Коннотация – вторичный процесс смыслообразования.
Денотация – первичный процесс смыслообразования

Р. Барт о

двух уровнях в повествовательном тексте: уровне функции и уровне индексов. Тест – контрапункт пяти кодов.

Л. Ельмслев (в 40-е гг. ХХ в.) ввел термин «коннотация», позже разработанный Р. Бартом.

Коннотация – вторичный процесс смыслообразования.Денотация – первичный процесс смыслообразованияР. Барт о двух уровнях в повествовательном тексте: уровне

Слайд 11

С.Н. Зенкин
Р. Барт




Д. связывает с вторичным, коннотативным, социально ориентированным типом речи

в речевых ситуациях. «Мы всегда пользуемся не просто языком в целом, а некоторой его разновидностью, связанной с отношением к власти, к той или иной идеологии»


Определил коннотацию как преимущественное. Наиболее эффективное поле реализации идеологических интенций(от лат. «стремление», т.е. намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет)

Зенкин С.Н. Интердискурсивные отношения в литературе// Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учебное пособие. –М.: РГГУ, 2000. – С. 63-64.

С.Н. ЗенкинР. БартД. связывает с вторичным, коннотативным, социально ориентированным типом речи в речевых ситуациях. «Мы всегда пользуемся

Слайд 12
Итак, С.Н.Зенкин акцентирует внимание на формальных (сюжетных и

жанровых), а также содержательных (социальных, идеологических, т.е. мировоззренческих) дискурсах.

Итак, С.Н.Зенкин акцентирует внимание на формальных (сюжетных и жанровых), а также содержательных (социальных, идеологических,

Слайд 131.Тюпа В.И. Эстетический дискурс //Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий

анализ). – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. – С. 22.



Эстетический дискурс – определение онтологического статуса ЛП как коммуникативного события особого рода [1]

1.Тюпа В.И. Эстетический дискурс //Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

Слайд 14



Представление В.И. Тюпы о дискурсе


1. Логический Д. 2. Эстетический Д.


Представление В.И. Тюпы о дискурсе

Слайд 15
В.Е. Хализев в определении сути Д. следует концепции Цв. Тодорова [1]:

дискурс – это некая лингвистическая общность, данная после языка, но до высказывания. Выделяются Д. научный, обиходно-практический (в его рамках – эпистолярный), официально-деловой, литературно-художественный (в пределах последнего – жанровые Д.). При специфичности каждого из Д. (свои нормы, правила, тенденции речеобразования, свои принципы организации высказываний) они не разделены жесткими (непроходимыми) границами и неизменно взаимодействуют. Черты «литературности» обнаруживаются и за пределами литературы, а в ней самой – далеко не всегда в полной мере (С. 235). Важной в концепции Тодорова является мысль, вопреки традиционному подходу, о несущественности «оппозиции между литературой и нелитературой», уступающая идее о «типологии дискурсов».

1. Тодоров Цв. Понятие литературы //Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 367-368, 363

В.Е. Хализев

В.Е. Хализев в определении сути Д. следует концепции Цв. Тодорова [1]: дискурс – это некая лингвистическая общность,

Слайд 16
Речь в словесно-художественном произведении гораздо более, чем иные типы высказываний, и,

главное, по необходимости тяготеет к выразительности и строгой организованности. Отсюда художественная речь требует от воспринимающего пристального внимания не только к предмету сообщения, но и к ее собственным формам, к ее целостной ткани, к ее оттенкам и нюансам. «В поэзии, – писал Р.О. Якобсон, – любой речевой элемент превращается в фигуру поэтической речи» [1] [2].

Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика //Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. – М., 1975. – С. 228
Хализев В.Е. Специфика художественной речи //Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 235-236

Р.О. Якобсон

Речь в словесно-художественном произведении гораздо более, чем иные типы высказываний, и, главное, по необходимости тяготеет к выразительности

Слайд 17
Е.В. Агафонова (томский ученый) различает апокалиптический дискурс вслед за современным американским

автором M. Barkun. Этот Д. проистекает из двух традиций – религиозной и научной [1].

1. Агафонова Е.В. Постмодернистская специфика апокалиптического дискурса //Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (1–3 ноября 2003 г.). – С. 278

Е.В. Агафонова (томский ученый) различает апокалиптический дискурс вслед за современным американским автором M. Barkun. Этот Д. проистекает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть