Презентация, доклад Нравственная деградация дворянства в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлёвы

Содержание

М.Е. Салтыков – Щедрин в романе «Господа Головлёвы» ведёт речь о гибели человека в атмосфере бездуховности, утробного существования, о смысле и цели жизни, о мере ответственности человека за свою судьбу, неизбежной духовной гибели тех, кто подчиняется

Слайд 1Нравственная деградация дворянства в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

Нравственная деградация дворянства в романе  М.Е. Салтыкова-Щедрина  «Господа Головлёвы»

Слайд 2М.Е. Салтыков – Щедрин в романе «Господа Головлёвы» ведёт речь о

гибели человека в атмосфере бездуховности, утробного существования, о смысле и цели жизни, о мере ответственности человека за свою судьбу, неизбежной духовной гибели тех, кто подчиняется внешним обстоятельствам, о необходимости им сопротивляться.
М.Е. Салтыков – Щедрин в романе «Господа Головлёвы» ведёт речь о гибели человека в атмосфере бездуховности, утробного

Слайд 3Ещё в самом начале 60-х годов М.Е. Салтыков –Щедрин заговорил о

скорой гибели «Ветхого человека», т.е помещичьего класса. Он попытался отыскать такие проявления человеческой деградации, которые сокрыты от поверхностного взгляда, от явных признаков вырождения.
Ещё в самом начале 60-х годов М.Е. Салтыков –Щедрин заговорил о скорой гибели «Ветхого человека», т.е помещичьего

Слайд 4Писатель исследует процесс разложения и распада дворянской семьи, обнажает его скрытые

пружины.
Гибель головлёвского рода происходит совсем не потому, что отмена крепостного права подточила его экономические устои.
Причина трагедии залегла глубоко и разобраться в ней трудно.

Писатель исследует процесс разложения и распада дворянской семьи, обнажает его скрытые пружины.Гибель головлёвского рода происходит совсем не

Слайд 5Каждая из глав романа снабжена ёмким «говорящим» заглавием. Названия первых пяти

глав прямо и непосредственно соотнесены с темой семьи, семейных отношений («Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»). Каждое из этих пяти заглавий как будто бы намекающее на существование семейных уз, на самом деле содержит скрытый иронический намёк на необратимый их распад: остаются одни слова, не наполненные смыслом.
Каждая из глав романа снабжена ёмким «говорящим» заглавием. Названия первых пяти глав прямо и непосредственно соотнесены с

Слайд 6Степан Головлёв.

Степан Владимирович, старший нелюбимый сын, с детства гонимый и унижаемый

матерью: «он очень рано попал в число "постылых" и с детских лет играл в доме роль не то парии, не то шута».
В студенческие годы – приживала и шут у богатых друзей. После окончания университета демонстрирует полную неспособность к труду . «Протекции у него не было, охоты пробить дорогу личным трудом - никакой. Праздная мысль молодого человека до того отвыкла сосредоточиваться, что даже бюрократические испытания, вроде докладных записок и экстрактов из дел, оказывались для нее непосильными». Московский дом, пожалованный матерью быстро проживается, служба в ополчении не даёт никаких результатов. Степан вынужден вернуться в Головлёво. Вернуться для того, чтобы умереть.


Степан Головлёв.Степан Владимирович, старший нелюбимый сын, с детства гонимый и унижаемый матерью: «он очень рано попал в

Слайд 7«Наконец он дошел до погоста, и тут бодрость окончательно оставила его.

Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно, словно в ней не происходило ничего особенного; но на него ее вид произвел действие медузиной головы. Там чудился ему гроб. Гроб! гроб! гроб! - повторял он бессознательно про себя».
«Наконец он дошел до погоста, и тут бодрость окончательно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так

Слайд 8Павел Головлёв
Павел Владимирович - «человек, лишённый поступков». Служил, вернее числился

до определённого времени в армии, затем вышел в отставку, чтобы без помехи предаваться запою и медленно умирать. Воспитание и среда, в которой вырос герой, крайне обезличили его. Уже с самого детства Павел жил нереальной жизнью. «Шли годы, из Павла Владимировича постепенно образовывалась та апатичная и загадочно-угрюмая личность, из которой в конечном результате получается человек, лишённый поступков». Павел в итоге тонет в нереальности, а именно спивается.
Павел Головлёв Павел Владимирович - «человек, лишённый поступков». Служил, вернее числился до определённого времени в армии, затем

Слайд 9

«Арина Петровна сделала ужасное открытие: Павел Владимирыч пил. Страсть эта въелась

в него крадучись, благодаря деревенскому одиночеству, и, наконец, получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу».
«Арина Петровна сделала ужасное открытие: Павел Владимирыч пил. Страсть эта въелась в него крадучись, благодаря деревенскому одиночеству,

Слайд 10Арина Петровна
Арина Петровна – глава Головлёвского дома, в начале романа

«женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением».
Крепостничество выработало в ней деспотическую натуру, привыкшую повелевать слабыми. Арина Петровна отравила жизнь мужа, свела его на положение шута и приживала, искалечила жизнь «постылым» детям, развратила детей -любимчиков.
Она приумножила богатства мужа, но тем самым она ещё сильнее углубила и ускорила кризис, назревавший в Головлёве.

Арина Петровна Арина Петровна – глава Головлёвского дома, в начале романа «женщина лет шестидесяти, но еще бодрая

Слайд 11Долголетняя практика обезличивания слабых не научила Арину Петровну борьбе с подлинными

трудностями. Отмена крепостного права подрывает её внутренние силы, внутренне ощущая лицемерие Иудушки, она, тем не менее, попадает в его сети и в итоге становится приживалкой в доме нелюбимого сына Павла, она подводит невесёлые итоги: «Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка – и вдруг выходит, что семьи-то именно у неё нет!»
Долголетняя практика обезличивания слабых не научила Арину Петровну борьбе с подлинными трудностями. Отмена крепостного права подрывает её

Слайд 12Глава «Семейные итоги» значительно углубляет образ Арины Петровны, удары судьбы «осветили

в её умственном кругозоре некоторые уголки, которые мысль её, по-видимому, никогда дотоле не заглядывала», она смогла понять человеческие потребности внучек, рвущихся прочь из Погорелки. И когда Иудушка толкнул в пропасть своего второго сыны, она видит и осуждает в нём собственную былую жестокость. Душевный поров, нравственное прозрение заставляют её решиться на страшный шаг –проклясть родного сына, но это уже ничего не может изменить. Вскоре она умирает, «опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием».
Глава «Семейные итоги» значительно углубляет образ Арины Петровны, удары судьбы «осветили в её умственном кругозоре некоторые уголки,

Слайд 13Аннинька и Любинька
Аннинька и Любинька - племянницы Иудушки Головлёва , в

детстве жаждавшие привета, тепла, любви, получали вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушку. Неприступная крепость семьи, так энергично и властно воздвигаемая Ариной Петровной, не дала «ни одного нравственного устоя, за который можно было бы удержаться». Гибель их в самостоятельной жизни оказалась неизбежной.

Вылетев из родного гнезда, они оказались неспособны ни на что, кроме постылого и развратного существования, вместо настоящей жизни они попадают в «помойную яму».

Аннинька и ЛюбинькаАннинька и Любинька - племянницы Иудушки Головлёва , в детстве жаждавшие привета, тепла, любви, получали

Слайд 14Почти все главы романа подчиняются основному замыслу автора - показать гибель

класса и содержат в себе художественную картину смерти кого-нибудь из Головлёвых.
В первой главе показан процесс гибели Степана и смерть отца, во второй – Павла, в третьей обсуждается самоубийство сына Иудушки, Владимира, и назревает смерть второго сына, Петра, в четвёртой умирают Петенька и Арина Петровна, в пятой Иудушка отправляет на гибель сына, рождённого от Евпраксеюшки, в шестой нарисована духовная смерть самого Иудушки, в седьмой – его физическая смерть и смерть племянниц Анниньки и Любиньки.
Почти все главы романа подчиняются основному замыслу автора - показать гибель класса и содержат в себе художественную

Слайд 15Все члены семьи Головлёвых являлись носителями нравственного недуга, который у всех

проявляется по-разному, а результат остаётся неизменным:

выпадение из жизни;
утрата интереса к жизни;
запой;
смерть.
Все члены семьи Головлёвых являлись носителями нравственного недуга, который у всех проявляется по-разному, а результат остаётся неизменным:

Слайд 16Можно дать много объяснений головлёвскому вымиранию, но самый главный, беспощадный диагноз,

поставленный автором, отчётлив: их губит «праздность», непригодность к какому- либо делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом.
Можно дать много объяснений головлёвскому вымиранию, но самый главный, беспощадный диагноз, поставленный автором, отчётлив: их губит «праздность»,

Слайд 17Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть