Слайд 1Презентация
Неоромантизм — течение в искусстве и в литературе
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7
Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков,
возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века.
Слайд 9
Неоромантизм (от греч. neos — "новый” и романтизм) — условное наименование ряда эстетических
тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце XIX начале XX в. как реакция на натурализм и пессимизм, а также на безверие декадентства.
Неоромантизм (от греч. neos — "новый” и романтизм) — условное наименование ряда эстетических тенденций, возникших в литературе европейских стран в конце XIX начале XX в. как реакция на натурализм и пессимизм, а также на безверие декадентства.
Слайд 11
Неоромантизм как возрождение романтических умонастроений и романтической традиции в литературе с
последующим их переосмыслением и дополнением характеризовался повышенным интересом к конфликту идеального и реального в судьбе сильной, демонической личности.
Слайд 13Характерные черты:
неприятие действительности;
сильная личность, духовно неукротимая;
романтизм и максимализм чувства;
страсти,
напряженность фабулы,
экзотика…
Слайд 15Это литература действия.
Тоска по красоте, недовольство прозаическим сознанием, прославление силы,
мужества.
Слайд 16Неоромантизм –
это попытка возродить романтический взгляд на мир.
Слайд 17Неоромантизм – это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и
реакция на натурализм и крайности декадентства.
Слайд 18Не сложившись в самостоятельное течение, неоромантизм в качестве идейных и стилевых
тенденций переплетается и взаимодействует как с реалистическим, так и с декадентским направлениями.
Слайд 19
В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений
первой половины XIX века в Европе (романтизм) .
Может пониматься как ранняя фаза или одно из течений модернизма.
Слайд 22Отвергая "прозаическое существование” обывателя, неоромантики, подобно романтикам начала XIX в., воспевали
мужество, подвиги и героику приключений в необычной, часто экзотической обстановке.
Слайд 24 Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют
в нём самые обычные люди.
Слайд 25Неоромантические писатели в своих трудах придерживались противостояния, с одной стороны, упадничеству,
бытописательскому прозаическому натурализму, изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, категорически отрицали реалистическую правдивость изображения реальной жизни.
Слайд 28В основе их произведений лежало романтическое несогласование мечты и действительности.
Но
все же, применяя романтический подход, неоромантики значительно отличались от своих предшественников - романтиков.
Слайд 30Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения
к самому себе «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви - Голова» Л. Буссенара.
Слайд 32Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением.
В XX веке продолжают создаваться
неоромантические произведения :
«Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини
и
«Наследник из Кальтутты»
Р. Штильмарка.
Слайд 35
Типичный неоромантический герой — мужественный и необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу
(изгой, отщепенец), подчас отчужденный от народа (сверхчеловек), его жизнь полна романтики, сопряжена с риском и приключениями.
Слайд 37Неоромантические герои действовали «отнюдь не в тепличной среде, сталкивались при посредстве
увлекательного сюжета с чрезвычайными обстоятельствами, требующими напряжения всех сил, энергичных, самостоятельных решений и действий».
Слайд 38Для неоромантической системы ценностей были характерны
- противодействие духовной инерции и
нравственным шаблонам,
- потребность личности в самостоятельности, в самореализации, не ограниченной никакими бытовыми условностями.
Слайд 39Это естественным образом связывается с ценностями духовных и физических сил, проявляемых
в борьбе с враждебным внешним миром и в победе над могущественными и опасными противниками.
Слайд 40Неоромантическое двоемирие.
В основе мироощущения личности, как в романтизме, так и
в неоромантизме лежит резкое противоречие между идеальным представлением о мире и самой действительностью.
Этот разрыв в поэтике неоромантизма получил название «двоемирия», в основе которого лежит концепция драматического и даже трагического несовпадения идеала и самой жизни.
Слайд 43Для неоромантического произведения характерен острый, напряженный сюжет, существенными элементами которого являются
борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события.
Слайд 44Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не
столько строем произведений, сколько умонастроением, общими принципами поэтики — отрицанием всего обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, склонностью к гротеску и фантастике, установкой на обновление художественных форм.
Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным.
Слайд 46На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в
центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера :
Данко и Ларра из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль»,
капитан Немо из романов Жюля Верна,
Мартин Иден из одноимённого романа Джека Лондона.
Слайд 53Неоромантизм был далеко неоднороден, к нему принадлежали писатели различных, иногда противоборствующих
общественно-политических и творческих устремлений.
Слайд 54Среди ярких представителей неоромантизма — такие писатели, как Джозеф Конрад,
Дж. Конрад говорит о своих героях-моряках: они обладают «воображением ровно настолько, чтобы пережить очередной день, и не более того». А ведь жизнь их полна приключений, необычных событий и пр. А они сами – вполне обычные люди.
Слайд 65
Одним из самых великих и талантливых писателей в стиле неоромантизма является
Артур Конан Доил.
Всемирную славу и популярность вне времени ему принесло детективное произведение о Шерлоке Холмсе.
Главная концепция, которой придерживался автор практически во всех своих работах, – это утверждение идеи справедливости.
Слайд 67Артур Конан Доил (1859-1930).
Новеллист, романист, поэт, публицист, драматург. Известность Конан
Доила связана, в первую очередь, с его детективными произведениями о Шерлоке Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей», «Возвращение Шерлока Холмса», «Случаи из судебной практики Шерлока Холмса». Достоинство этих книг - в стремлении утвердить идею справедливости. Герой Конан Доила пытается исправить пороки общества, с которыми не способны бороться официальные власти.
Слайд 71Для пьес норвежского драматурга
Г. Ибсена (1828-1906) характерна общечеловеческая проблематика свободы.
Тема «сильного человека» выходит у него на первый план особенно в поздний период творчества.
В них возрастает тонкость психологического рисунка.
Слайд 75 У Р. Киплинга преобладают два типа героев, которые трактуются писателем
как «сверхчеловек» и «изгой».
Романтическая установка на создание характеров неординарных открыла перед Р. Киплингом - неоромантиком путь к освоению внутреннего мира человека как индивидуально-личностного.
Слайд 77Не менее яркой отличительной чертой неоромантической прозы Р. Киплинга стало стремление
писателя включить в свое повествование объективный материал: то, что достоверно известно — факты, события, поступки людей.
Все это является стержнем повествования в рассказах и новеллах
Р. Киплинга, которое у него никогда не осложняется их долгим осмыслением или развернутыми комментариями со стороны персонажей или рассказчика.
Слайд 82Не менее талантливым и популярным считается критик, драматург, поэт, новеллист и
романист – Роберт Луис Стивенсон.
Именно в его творчестве принципы неоромантики получили наиболее последовательное и полное воплощение. «Остров сокровищ», «Дом на дюнах» «Владетель Баллантрэ» – лучшие работы Стивенсона, в которых преобладает душевная чистота, наивность и искренность героев.
Слайд 84Стиль автора красочен и лаконичен. Стивенсон утверждает неоромантическую эстетику и активно
ведет борьбу за художественное наследие классической литературы.
Слайд 87В России своеобразное преломление неоромантические мотивы и образы получили в поэзии
Константина Бальмонта,
Слайд 90в прозе — в некоторых произведениях
Леонида Андреева,
Слайд 99
Своеобразным продолжением этой традиции во второй пол. 20 в. можно считать творчество
таких поэтов-«шестидесятников»,
как
Б. Ш. Окуджава, Е. А. Евтушенко,
Б. А. Ахмадулина,
Р. И. Рождественский.