Слайд 1Презентация
Неореализм в литературе
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7Направление в итальянской литературе
1940– 1950- х годов, стремившееся зафиксировать социальную
действительность, повседневность с документальной точностью с позиций антифашизма и антиклерикализма.
Слайд 10Истоки эстетики неореализма обнаруживаются в итальянском веризме (Д. Верга),
Слайд 11в западноевропейском реализме, есть влияние и русской литературы -
Ф. М.
Достоевский, А. П. Чехов, А. М. Горький.
Слайд 13Непосредственным толчком для возникновения неореализма стало стремление прогрессивных писателей создать литературу
Сопротивления — аналог социально- политического движения Сопротивления фашистскому режиму Муссолини.
Слайд 15Об антифашистской борьбе в Италии рассказал Элио Витторини (1908–1966) в романе
«Люди и нелюди» (1945), который рассматривается как одно из первых произведений неореализма.
Слайд 17Затем появляется роман
Васко Пратолини (1913–1991)
«Повесть о бедных влюбленных» (1947)
— вершина неореализма в литературе 1940- х годов.
Слайд 19Тогда же Чезаре Павезе (1908–1950) публикует антифашистский роман «Товарищ» (1947).
Слайд 20В том же 1947 г. вышел роман
Альберто Моравиа (1907–1990) «Римлянка»,
а через десять лет — роман «Чочара», который принес автору мировую славу и утвердил позиции литературы неореализма в мировом литературном процессе.
Слайд 22Среди заметных писателей неореализма —
Карло Леви (1902–1975) роман «Христос остановился
в Эболи»
Слайд 24Рената Вигано (1900–1976) , ее роман «Аньезе идет на смерть»
Слайд 26Многие из них были коммунистами, вели активную общественную деятельность как в
послевоенные десятилетия, так и позже
( А. Моравиа в 1984 г. был избран депутатом Европейского парламента как кандидат от итальянской компартии).
Слайд 27
Неореализм проявился также в итальянской драматургии, прежде всего в жанре комедии,
где была выражена симпатия к простым людям, в комических, парадоксальных диалогах и ситуациях зафиксированы актуальные нравственные коллизии, семейные проблемы.
Слайд 29Вершиной комедии неореализма стала драматургия
Эдуардо Де Филиппо (1900–1984) — пьесы
«Филумена Мартурано» (1947); «Моя семья» (1955); «Суббота, воскресенье, понедельник».
Слайд 31 С неореализмом связаны особенности сказочных сюжетов для детей в творчестве
одного из крупнейших детских писателей XX в.
Джанни Родари (1920–1980), которые в отличие от традиционной литературной сказки пронизаны социальными мотивами, социальным анализом в доступных для детей формах, через посредство сказочных персонажей (повести - сказки «Приключения Чиполлино»; «Джельсомино в стране лжецов»).
Слайд 33В искусстве неореализма одну из ведущих ролей начинает играть жанр литературного
киносценария, что можно отнести и к области кино, и к области литературы.
Слайд 35Среди крупнейших киносценаристов —
Чезаре Дзаваттини –
«Похитители велосипедов», «Самая красивая»)
Слайд 37Среди крупнейших киносценаристов –
Джузеппе Де Сантис («Рим, 11 часов»),
Слайд 38Среди крупнейших киносценаристов –
Федерико Феллини
(«Дорога», «Ночи Кабирии»)
Слайд 40Среди крупнейших киносценаристов –
Микеланджело Антониони (трилогия «Приключение», «Ночь», «Затмение»).
Слайд 41Среди крупнейших киносценаристов –
Пьер Паоло Пазолини («Аккаттоне»).
Слайд 48
Неореализм внес с литературу XX в. простоту и ясность языка в
прозе и драматургии, широкое использование народной речи, в области поэзии способствовал постепенному отходу от замкнутости и усложненности герметизма (что проявилось даже у представителей герметизма, например, у Сальваторе Квазимодо).
Слайд 51На смену традиции декадентства и эстетизма Д’Аннунцио, столь ценимого режимом Муссолини,
в итальянской культуре утвердилась демократическая и антифашистская линия.
Слайд 52На смену героям символизма пришли современники — простые люди, а с
ними в литературе сложился реалистический образ итальянской повседневности военных и послевоенных лет.
Слайд 53Сближение с кинематографом породило особую черту итальянской литературы — кинематографичность персонажей,
событийности, языка.
Слайд 54Писатели - неореалисты вернули итальянской литературе всемирное признание и видное место
в мировом литературном процессе.
Слайд 55Уже со второй половины 1950- х годов искусство неореализма понемногу утрачивает
свои позиции, ему на смену приходит постнеореализм, а затем и сменяющий его постмодернизм.
Однако достижения
неореализма и его
традиции сохраняются
как в искусстве,
литературе Италии, так и
в художественных движениях всего мира.
Слайд 56Термин «неореализм» используется также для характеристики некоторых явлений в литературе других
народов мира.
Принципы неореализма
обнаруживают
в «Плодах земли»
норвежского писателя
Кнута Гамсуна
(1859–1952).
Слайд 58Есть основания проводить параллели
(с использованием термина «неореализм»)
между итальянским неореализмом
и схожими в различных отношениях явлениями в послевоенной литературе Западной Европы, США.
Слайд 60
Неореализм
присутствует и
в некоторых
концепциях
русского
литературного процесса.
Слайд 63 Неореализм - литературное направление, включающее в себя романтическую и модернистскую
стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе в процессе взаимовлияния – вплоть до синтеза – романтического, реалистического и модернистского искусств.
Слайд 66В первой трети XIX века классический реализм противостоял романтизму, в последней
трети – модернизму: преодолев романтическую эстетику, реализм пережил период расцвета (середина XIX века) и кризиса (рубеж XIX–XX веков), но не исчез из литературы, а видоизменился.
Слайд 69Изменение реалистической эстетики было связано с попыткой реализма адаптироваться к мироощущению
человека рубежа столетий, к новым философско - эстетическим и бытовым реалиям.
Слайд 74В русской литературе эта попытка реализовалась в два этапа: в конце
XIX века.
Чувствуется влияние романтической поэтики на творчество В. Гаршина,
В. Короленко, А. Чехова и других русских писателей-реалистов.
Слайд 79В начале XX века в творчестве М. Горького,
Л. Андреева, М.
Арцыбашева, Б. Зайцева,
А. Ремизова, Е. Замятина и др.
Слайд 82В результате возникла новая реалистическая эстетика – неореализм: реализм, обогащенный элементами поэтики романтизма
и модернизма.
Слайд 83Неореализм, подобно модернизму, включает в себя множество течений.
У представителей различных
неореалистических течений прорыв к новой художественной реальности проходил
по - разному.
Слайд 84Первое течение –
Субъективно - исповедальная (песси-/оптимистическая) и субъективно-объективная парадигмы в
неореализме конца XIX века складываются в результате взаимодействия реалистических и романтических принципов отражения действительности.
Слайд 86Второе течение –
Способ воссоздания романтической образности в реалистической литературе конца XIX
века – лиризм.
Лиризм В. Гаршина и В. Короленко носит ярко выраженный романтический характер и этим существенно отличается от лиризма А. Чехова, который остаётся в рамках реалистического метода отражения действительности.
Слайд 88Стилевые качества произведений Гаршина - субъективный тон, аллегоричность и символичность художественных
образов, повышенная экспрессивность языковых средств…
Слайд 89Характер соотношения субъективного (лирического) и объективного (эпического) в его прозе регулируется
особенностями не только метода, стиля, но и жанра: «Поскольку лиризм является одним из составляющих родовых начал и, следовательно, выполняет структурообразующие функции на всех уровнях художественных произведений (…) есть все основания говорить о жанровой природе лиризма в творчестве В. Гаршина». (И. Московкина)
Слайд 91«Порыв к свету» Владимир Короленко
Слайд 92Ритмическое строение, «общая музыкальность», звучность его языка - черты прозы В.
Короленко.
Слайд 93Н. Пиксанов отмечает умение писателя «немногими, но точными и меткими чертами
воссоздать в слове подлинный пейзаж», рядом с которым у В. Короленко «идёт лирика природы, им самим пережитая и заражающая читателя».
Слайд 94«Лиризм В. Короленко антропоцентричен», и в связи с этим Н. Пиксанов
выделяет основные лирические мотивы в творчестве писателя: лирика борьбы за свободу, лирика социальной неправды, заболевшей общественной совести, вера в разум…
Слайд 96«В человеке должно быть всё прекрасно»
Антон Чехов
Слайд 97
В творчестве А. Чехова лирическое начало получило очень сложную, скрытую форму
существования.
«Именно в характере лиризма сказывается (…) отличие художественного метода В. Короленко от особенностей реалистической манеры А. Чехова». (М. Соколова)
Слайд 100Характерно соединение объективных и субъективных элементов в стиле А. Чехова
(Э.
Полоцкая).
Слайд 101Третье течение –
импрессионистическо - натуралистическая парадигма.
Видны две взаимоисключающие тенденции процесса
жанрообразования: взаимодействие с другими жанрами и стремление сохранить жанровую самобытность.
Импрессионизм и натурализм оказали существенное влияние на формирование творческого метода таких писателей, как И. Бунин, Б. Зайцев, М. Арцыбашев,
А. Куприн .
Слайд 103В.А. Келдыш видит в творчестве Б. Зайцева типичное «пограничное» явление, где
реализм осложнён импрессионистической тенденцией: «Обновление реализма средствами «лирики» – одна из характерных художественных тенденций.
Слайд 104«Магия здоровой наивности»
Александр Куприн
Слайд 105Герой А. Куприна, при всей его привлекательности, не способен на поступок.
Он представляет собой разновидность излюбленного героя писателя – рефлектирующего интеллигента (Бобров, Ромашов, Назанский и др.): в нём есть любовь к правде, справедливости, уважение к человеку, но нет силы воли превозмочь вражду и ненависть в окружающих людях.
Слайд 108Неореалистическая природа прозы
М. Арцыбашева очевидна: с одной стороны, на его
поэтику несомненное влияние оказала теория и практика натурализма (фактографичность, отсутствие запретных тем, объективность повествования, физиологизм и др.), а с другой – М. Арцыбашев широко использует импрессионистические приёмы изображения действительности (отсутствие структурной иерархии в подаче фактов, преобладание мимолётных впечатлений, фрагментарность, лаконизм, недосказанность).
Слайд 110Четвёртое течение –
экзистенциальная парадигма
«А был ли мальчик?» Максим Горький
Слайд 111Поиск Человека – метаметафора в творчестве М. Горького.
В связи с
этим следует указать на одну из основных художественных оппозиций у М. Горького:
через всё его творчество проходят два типа человека – человек «пёстрой души» (выражение писателя) и цельная личность.
Слайд 114В своём повествовании Л. Андреев воспроизводит не последовательность внешних событий во
времени, а последовательность особых, специфических событий внутренней жизни героев: отдельные вырванные из памяти эпизоды соединяются при помощи, казалось бы, случайных воспоминаний, неожиданных ассоциаций .
Слайд 116Авторское сознание зачастую сливается с сознанием героев.
Слайд 117Проза Л. Андреева фиксирует мир, опрокинутый в сознание, – точнее: сознание, отражающее
и одновременно творящее мир по своим законам.
Слайд 120Отличительная особенность прозы
В. Брюсова – сочетание рассудочности и иррациональности, логики
и абсурда: экзистенциальное начало у В. Брюсова приобретает черты дионисийского мифа, который просвечивает сквозь неореалистическое мировосприятие писателя.
Слайд 123Обычно в феномене брюсовского дионисийства исследователи видят «две составляющие – традиционно
- мифологическую и ницшеанскую».
Слайд 124В основе мифотворческих построений В. Брюсова лежит экзистенциальная парадигма.
Слайд 126 Пятое течение –
Мифологическая парадигма
«Дон-Кихот XX века» Фёдор Сологуб
Слайд 127 Проза Ф. Сологуба впечатляет прежде всего простотой повествовательного стиля – минимализмом,
затем – кругом повторяющихся мотивов:
от одиночества, отчаяния, страха перед жизнью и поэтизации смерти до чистоты детской души и мечты о преображении мира; и наконец – мифологической картиной мира.
Слайд 130По Ф. Сологубу, истинную сущность человека, свободную от пошлых наслоений жизни,
символизирует чистота детской души, а жизнь постепенно омертвляет человека, лишает его надежд и идеалов.
Слайд 131
Абсолютизация зла реальной действительности приводит
Ф. Сологуба сначала к поэтизации смерти,
избавляющей человека от тягот земной жизни, а затем – к мечте о творческом преображении мира, о самоусовершенствовании
(«Путь в Дамаск»).
Слайд 133«Между Святой Русью и обезьяной» Алексей Ремизов
Слайд 134Мировоззренческая концепция
А. Ремизова определяется особым комплексом умонастроений, близких к мифологии богомилов и
философии экзистенциализма.
Слайд 135В прозе А. Ремизова выстраивается универсальная картина положения человека в мире:
слепой случай, вторгаясь в жизнь ремизовских героев, разрушает их детское, гармоничное мировосприятие и становится толчком к отчуждённости.
Оказавшись в ситуации отчуждения («подполья»), они пытаются найти ответы на «проклятые» вопросы о смысле жизни, но осознав бесполезность своих усилий воздействовать на мир и изменить свою судьбу, приходят к мысли о неустранимости зла, неизменности миропорядка.
Слайд 137Писатель подводит своих героев к необходимости нравственного выбора «между Святой Русью
и обезьяной».
Стремление искать виноватых вовне создаёт мнимую реальность повседневья – путь сатаны (закрепощение духа), искупление зла путём собственных страданий открывает истинное знание о мире – путь Христа
(освобождение духа).
Слайд 139Условно-метафизическая направленность основных констант художественного мира
А. Ремизова – «детское» и
«подпольное» сознание, случай, выбор и др. – указывает на его стремление к постижению внутренней сути действительности, к мифотворчеству.
Слайд 141
Проза М. Пришвина стилизована под путевые очерки (этнографические заметки): она с трудом укладывается
в рамки традиционной жанровой системы, так как свободно сочетает в себе документальность, биографичность, почти научную достоверность и поэтический вымысел, мифотворчество.
Слайд 144Поэтика М. Пришвина тяготеет к символике мифа, модель его художественного мира
строится на основе двух образов-символов – прямой и круга.
Слайд 146Образ круга («жизненный круговорот») входит в поэтический язык писателя прежде всего
как метафора рефлексирующего сознания художника, самопознания и символизирует мир, ориентированный на мифологические основы народной души, жизнь природы; образ прямой («идея пути») ассоциируется с миром, где жизнь предстаёт как движение, становление, выход из замкнутого мира мифа в мир мечты, сказки.
Слайд 148Шестое течение –
сказово - орнаментальная парадигма
«Русский
Джойс» Андрей Белый
Слайд 149Резкое своеобразие стилевой манеры А. Белого:
- ритмическое начало в прозе,
- соединение объективных и субъективных ракурсов повествования,
- метафоризация речи, обилие образных лейтмотивов,
- разнообразие словесно - речевых систем («литературной», сказовой, стилизованной),
- прихотливость интонационно-синтаксических рядов и т. д. – приводит к разрушению традиционной формы повести и созданию её новой, «орнаментальной» модификации, принципиальным конструктивным элементом которой становится отчётливое преобладание образа и слова над сюжетом.
Слайд 152«Еретик от литературы»
Евгений Замятин
Слайд 153Проза Е. Замятина при внешней фабульной размытости остроконфликтна и служит игровым полем для
противоборства двух сил – энтропии (равновесия, но не как синонима гармонии, а как синонима косности, инерции) и энергии (разрушения равновесия):
«…две силы в мире – энтропия и энергия.
Одна – к блаженному покою, к счастливому равновесию; другая – к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению».
Слайд 155Авторские симпатии на стороне энергийно - дионисийского начала:
«…вредная литература
полезнее полезной:
потому что она –
антиэнтропийна,
она – средство
борьбы с
обызвествлением,
склерозом, корой, мхом, покоем» .
Слайд 156Но в его произведениях всегда побеждает сила косности и инерции, здесь
проявляется не пессимизм Е. Замятина, а его горькая бесконечная ирония
(«смех из подвала Ф. Достоевского»).
Слайд 157«Правдо– (Бого-) искатель»
Иван Шмелёв
Слайд 158Эстетическая концепция жизни в творчестве И. Шмелёва обусловлена единством двух начал – бытового
и бытийного, материального и духовного: быт насыщается бытием.
Слайд 159Общая особенность его творческой манеры – умение на конкретном бытовом материале
ставить нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о назначении человека.
Слайд 160В прозе И. Шмелёва все средства художественного изображения (описания быта, пейзажа,
широкое использование повторяющейся детали-доминанты, сама форма повествования) подчинены раскрытию внутреннего мира героев.
Слайд 161При этом авторский комментарий практически отсутствует, писатель нигде открыто не высказывает
свою точку зрения, не показывает своего отношения к изображаемому.
Автора как бы нет: читатель остаётся наедине с героями и событиями.
Слайд 162Парадигмы в неореализме начала XX века формируются на основе взаимодействия реализма
и модернизма.
Слайд 163 В 1916 г. В. М. Жирмунский в статье «Преодолевшие символизм»
употребил термин «неореализм» по отношению к акмеистам.
Слайд 164Писатель Е. И. Замятин применял тот же термин в своих дореволюционных
и послереволюционных статьях (например, «О синтетизме», 1922) для обозначения своего стиля — синтетического искусства, сочетающего «влюбленность в жизнь и взрывание жизни», «фантастику с бытом», преодолевающего противопоставленность реализма и символизма.
Слайд 168 Развивая эту концепцию, некоторые современные отечественные литературоведы, занимающиеся историей русской
литературы XX в., применили термин «неореализм» к творчеству большого числа русских писателей 1900–1930 - х годов, в той или иной мере противопоставляемых ими как реализму классического типа, так и социалистическому реализму.
Слайд 170Неореализм в этом случае трактуется как постсимволистское модернистское течение, синтезирующее в
своем методе черты реализма и символизма с упором на последние.
Слайд 172Творчество первого поколения неореалистов соотносится с произведениями авторов
Слайд 184Наивысшая творческая активность неореализма связывается с периодом, начавшимся в 1917 г.
и завершившимся
в 1920 -х годах.
Финальная фаза —
1930- е годы.
Слайд 185Выделяются два течения русского неореализма:
религиозное
Слайд 201Выделяются два течения русского неореализма:
атеистическое
Слайд 213К этому ряду добавляют также
Ивана Бунина