Слайд 1НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Художественный мир прозы А.П.Чехова
1
Слайд 2Значение работ исследователей:
Бахтиным было сформулировано понимание термина «художественный мир» и
мысль об авторе как носителе напряжённо-активного единства завершенного целого.
Бахтин вводит термин «архитектоника художественного мира», откуда вытекает принцип «смешения моментов» содержания и формы.
В книге А.Ф. Лосева «проблема художественного стиля» раскрывается понимание автором категории «художественный мир» (неразрывности художественного мышления и его реализации, содержания и формы, статики и динамики).
Слайд 3Важны идеи Д.С. Лихачёва. В своих работах исследователь рассматривает «художественный мир»
как систему «концептов» в творчестве данного автора, которая воспроизводит действительность в некоем сокращённом, условном варианте.
Важным аспектом изучения данной проблемы является вопрос взаимодействия различных уровней художественного мира прозы А.П. Чехова. Он нашёл отражение в работах Б.О. Кормана, М.Л. Гаспарова, Р. Якобсона. Авторы многочисленных исследований определяют художественный мир писателя и текста как систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте.
Слайд 4Актуальность темы
В современном литературоведении опора на категорию «художественный мир» является особенно
актуальной.
Несмотря на значительное количество работ по данной теме, проблема художественного мира прозы А.П. Чехова не получила достаточно полной разработки в специальной литературе, основные исследования фундаментально относятся к 80-м годам, а новый подход сейчас.
Слайд 5Цель работы:
Исследование особенностей прозы А.П. Чехова как целостного художественного мира.
Слайд 6Задачи исследования:
рассмотреть прозу А.П. Чехова в контексте русской классической литературы второй
половины ХIХ века;
выявить внутренние связи и закономерности, присущие отдельным произведениям писателя;
исследовать своеобразие сюжетосложения в чеховской прозе;
проследить становление художественного метода и мировоззрения писателя в его произведениях «Огни», «Дуэль», «Скучная история», «Студент», «Страх».
Слайд 7Предмет исследования:
Проза Чехова
«Огни»
«Дуэль»
«Скучная история»
«Студент»
«Страх»
Слайд 81 глава
В первой главе мы исследовали идейно-художественные искания средины 80-х
начала 90-х годов на примере повести «Огни», где нашла отражение новая позиция писателя, и повести «Дуэль».
Слайд 9Выводы
Писатель изображал героев, настроения, мысли и качества которых
были общие, типичны для его современников.
Сами произведения Чехова не строились как обоснование поведения героя общими причинами.
То, что изображал писатель, касалось каждого человека, но при этом читатель относится к герою не как к представителю общей идеологии, культуры, класса, а как к единичному человеку.
Своеобразие героев Чехова состоит в особом аспекте изображения их, который, по мнению А.П. Скафтымова, выдвигает на первый план не человеческие качества героя, а его восприятие жизни.
В художественном мире Чехова нет сверх личной ценности, что и становится главным источником трагизма жизни героев писателя.
Слайд 102 глава
Мы исследовали как в прозе Чехова изображаются человеческие отношения и
каково место проблемы отчуждения человека в творчестве писателя. Это дало нам возможность утверждать, что личные свойства героев предопределяют ход событий. Свою жизнь чеховские герои воспринимают не как движение закономерности, а как движение времени, чередованием мгновений, наполненных чувством.
Слайд 11ВЫВОДЫ
Отчетливо видна связь А.П. Чехова с традициями русской классической литературы XIX
века и близость его к проблемам литературы современности.
Писательскую позицию Чехова обусловили два фактора, выделяемые критиками: особенности эпохи и отношение к тому, какие проблемы может ставить и решать художник в своих произведениях.
Чехов, как мы можем видеть на примере «Дуэли», не противопоставляет одних героев другим, а сближает их, оценивая различия как несущественные, между героями не возникает закономерностей связи, что и определяет их единичность.
Создаваемая писателем картина жизни всецело основывалась на признании им определенных ценностей, с точки зрения которых Чеховым и решался вопрос, о чем надо писать, что важно.
Слайд 12Главный смысл проделанной работы
Главный смысл проделанной работы заключается в выявлении внутренних
связей и закономерностей, присущих отдельным произведениям писателя. В исследовании мировоззрения писателя в его произведениях «Огни», «Дуэль», «Скучная история», «Студент», «Страх». Исследовании своеобразия сюжетосложения в чеховской прозе.