Презентация, доклад № 3 по литературе. Комедия А.С. Грибоедова Горе от ума. (9 класс)

Речевая характеристикаГерой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т.п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.

Слайд 1Речевая характеристика персонажей художественного произведения. Язык комедии.
К уроку литературы в

9 классе по комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Речевая  характеристика  персонажей  художественного  произведения.  Язык комедии. К уроку литературы в 9

Слайд 2Речевая характеристика
Герой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика, фразеология,

построение предложений, интонации и т.п.) дают читателю живое представление о нем самом – его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.
Речевая характеристикаГерой художественного произведения разговаривает, и особенности его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т.п.) дают

Слайд 3Наблюдать за речью персонажа -
значит обратить внимание не только на

«прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т.е. увидеть, как говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит.
Наблюдать за речью персонажа - значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но

Слайд 4Речевая характеристика

Речевая характеристика

Слайд 5Речевая характеристика

Речевая характеристика

Слайд 6Словарь языка Чацкого.
Литературная речь, исполненная поэзии и гражданского пафоса.
Любовь к народу,

к созданному народом языку.
Близка к живому разговорному языку. Просторечье стало средством выражения высоких мыслей и чувств.
Беспощадные, колкие, гневные, страстные, насмешливые, презрительные, пламенные, смелые, безжалостные, едкие – эти эпитеты позволяют сделать вывод об уме, красноречии, остроумии Чацкого, о его гражданской позиции.
Словарь языка Чацкого.Литературная речь, исполненная поэзии и гражданского пафоса.Любовь к народу, к созданному народом языку.Близка к живому

Слайд 7Язык комедии.
Главной особенностью языка комедии – это близость к живой разговорной

речи.
А.С. Грибоедов талантливо и смело ввел в комедию сокровища народного языка, слив его с книжным, литературным; он обогатил нашу речь большим количеством метких, «крылатых» выражений.

Язык комедии.Главной особенностью языка комедии – это близость к живой разговорной речи.А.С. Грибоедов талантливо и смело ввел

Слайд 8Речь отдельных персонажей индивидуализирована: в ней сказывается и социальное положение, и

характер, и уровень культуры, и положение в ходе сценического действия.
В статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров говорил: «Грамотная масса…разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишья, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи… Пьеса выдержала и это испытание… как басни И. Крылова, не утратившие своей литературной силы, прейдя из книги в живую речь». А.С. Пушкин еще в 1825 году писал; «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу!.
Речь отдельных персонажей индивидуализирована: в ней сказывается и социальное положение, и характер, и уровень культуры, и положение

Слайд 9Современник А. Пушкина, И. Крылова, декабристов, А. Грибоедов вместе с ними

боролся за создание русского литературного языка, за сближение его с языком народным, а простоту и ясность литературной речи. И в этой борьбе А.С.Грибоедов одержал победу. Он в числе первых прокладывал дорогу реализму в русской литературе.
Современник А. Пушкина, И. Крылова, декабристов, А. Грибоедов вместе с ними боролся за создание русского литературного языка,

Слайд 10Крылатые выражения
Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно

спится.   

Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь

Счастливые часов не наблюдают. 

Кто беден, тот тебе не пара. 

Подписано, так с плеч долой. 

Грех не беда, молва нехороша. 

Мне всё равно, что за него, что в воду. 

Блажен, кто верует, — тепло ему на свете! 

И дым Отечества нам сладок и приятен! 

Нам каждого признать велят историком и географом!   

Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским? 

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. 

Что за комиссия, Создатель..

Крылатые выраженияЕй сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.   Минуй нас пуще всех

Слайд 11Быть взрослой дочери отцом! 
Служить бы рад, прислуживаться тошно. 
Свежо предание, а

верится с трудом. 

Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет. 

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  

Ну как не порадеть родному человечку!.

Дистанции огромного размера. 

Дома новы, но предрассудки стары… 

А судьи кто? 

Ах, злые языки страшнее пистолетов. 

Я странен; а не странен кто ж? 

Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? 

Чины людьми даются, А люди могут обмануться. 

Я глупостей не чтец, А пуще образцовых.   

Быть взрослой дочери отцом!  Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо предание, а верится с трудом.  Ах! тот скажи

Слайд 12Обманщица смеялась надо мною! 
Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно. 
Ба! знакомые

все лица! 

Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри. 

Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали. 

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов. 

Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.   

Где ж лучше? Где нас нет. 

Числом поболее, ценою подешевле. 

Что говорит! И говорит, как пишет! 

Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь. 

Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь. 

Сюда я больше не ездок. 

Карету мне! Карету! 

Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! 

Обманщица смеялась надо мною!  Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно. Ба! знакомые все лица!  Снаружи зеркальце, и зеркальце

Слайд 13Литература
Программа Г.С, Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.2008 г. Москва. Русское слово.
Учебник

для ОУ в 2-х частях. Авторы Авторы-составители Г.С, Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. 2008. Москва. «Русское слово» 2010.
Методическое пособие «Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс» (В помощь школьному учителю). Авторы – составители И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова.Москва «Вако» 2009 г.

ЛитератураПрограмма Г.С, Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.2008 г. Москва. Русское слово.Учебник для ОУ в 2-х частях. Авторы

Слайд 14МКОУ СОШ им. Героя России М. Пассара Найхинского сельского поселения


Учитель высшей категории

русского языка и литературы
Мироненко Е.П.





Ноябрь 2012 г.

МКОУ СОШ им. Героя России М. Пассара Найхинского сельского поселенияУчитель высшей категории русского языка и литературыМироненко Е.П.Ноябрь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть