Презентация, доклад Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

Содержание

Цель работы:1) рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова; 2) проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы;3) совершенствовать навыки выразительного чтения.

Слайд 1Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова
Презентация к уроку литературы в

10 классе.

Подготовила: Шипилова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ БГО СОШ №3.


Молитва как жанр в лирике  М.Ю. ЛермонтоваПрезентация к уроку литературы в 10 классе. Подготовила: Шипилова Надежда

Слайд 2Цель работы:
1) рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в

творчестве М.Ю.Лермонтова; 2) проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы;
3) совершенствовать навыки выразительного чтения.
Цель работы:1) рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова;   2) проанализировать

Слайд 3 Молитва «Отче наш»
Отче наш,
О́тче наш, И́же еси́ на

небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго. Аминь

Молитва «Отче наш» Отче наш, О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да

Слайд 4Определение
Молитва- основная форма общения с Богом, обращение к нему с благодарностью,

за помощью и благословением.
(Библейский словарь Вихлянцева В.П.)
ОпределениеМолитва- основная форма общения с Богом, обращение к нему с благодарностью, за помощью и благословением.(Библейский словарь Вихлянцева

Слайд 5«Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств:

обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного»
Фефилова Г.Е.
«Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств: обращение к данному жанру позволяет художнику

Слайд 6Молитва как жанр очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается

«поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств».
(«Литературная энциклопедия»)

Молитва как жанр очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или

Слайд 7
Особенности молитвы как жанра лирики.
Молитва - это стихотворение, в

котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Молитва для верующего человека - это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.

Особенности молитвы как жанра лирики. Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу,

Слайд 8Структурная композиция церковной молитвы
Личное обращение.
Изложение предмета и оснований ( просьбы, благодарности

или прославления).
Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.
Структурная композиция церковной молитвыЛичное обращение.Изложение предмета и оснований ( просьбы, благодарности или прославления).Такая композиция нередко повторяется и

Слайд 9Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической
Сходство


Содержание.
Адресат.
Состояние мольбы.
Некоторые поэтические приёмы.
Деление на жанры.
Различие
Средства художественной выразительности.
Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой каноническойСходство

Слайд 10 М.Ю. Лермонтов не мог не обратиться к этой теме. Душа

его , раздвоенная и истерзанная, искала, но никогда не находила гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу, другая же , под влиянием мучавших поэта страстей, прежде всего, гнездившейся в ней гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога.

М.Ю. Лермонтов не мог не обратиться к этой теме. Душа его , раздвоенная и истерзанная, искала,

Слайд 11"Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829) Покаяние или несогласие?
Не Не обвиняй меня,

Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит Живых речей Твоих струя, За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен, К Тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, Боже, не Тебе молюсь.


Слайд 12Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный

взор;
От страшной жажды песнопенья Пускай, Творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К Тебе я снова обращусь.
Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор;От страшной жажды

Слайд 13 Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы поэт не восхваляет Бога,

прежде чем обратиться к Нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире» и просит Творца освободить его от поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего Дара. А так как отнять песенный дар у поэта - значит лишить его жизни, то и путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт.
Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий этого стихотворения доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом- провидцем.
 Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к Нему с

Слайд 14"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)


По преданию, Лермонтов

сочинил стихотворение в камере, когда в феврале 1837 года сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу. И на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи.

Слайд 15"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)
Я, матерь божия, ныне

с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью, иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Слайд 16Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой

женщины, о её душе (вероятно, что в «Молитве» речь идет о
В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа :
Божьей Матери; -лирического героя; - и той, о которой этот герой молится.

Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой женщины, о её душе (вероятно, что

Слайд 17На первый план выступает образ героини - её нравственная чистота и

беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека..
На первый план выступает образ героини - её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного».

Слайд 18Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г.
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце

грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.  Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.  С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... 
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г. В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную

Слайд 19Третья «Молитва» представляет собой разрешение конфликта героя со своей душой, освобождение

от «страшной жажды песнопенья».
Слезы в этой Молитве не знак несправедливой судьбы, а проявление смирения и любви. Кроме того, освобождение героя «от страшной жажды песнопенья» происходит только через молитву, и прежний ропот героя исчезает в ней.

Третья «Молитва» представляет собой разрешение конфликта героя со своей душой, освобождение от «страшной жажды песнопенья».Слезы в этой

Слайд 20Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской

позиции.

"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.
"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".
"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.




Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть