Слайд 1Презентация
Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 8
Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца
19 начала
20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.
Слайд 10Модернизм пришёл на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап
его развития датируется
30 - ми годами ХХ века.
Слайд 11Модернизм как новое искусство современности был противопоставлен в целом традиционному искусству в
выборе тем для творчества, форм, средств и приемов воплощения реальности.
Слайд 12 Идеи абсурдности и алогичности мира проникли в разные виды творчества
и изменили общие представления о роли художника, который мог воспринимать мир только субъективно.
Слайд 14Модернисты представляли себя творцами новой реальности и нового искусства, которое отвечало веяниям
времени.
Слайд 16
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.
Вместо жизнеописания читателю
стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим, историческим и философским романом, являющимися классическими).
Слайд 19Появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением
во внутренний мир героев.
Слайд 22 Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве
конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Слайд 24 Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины ХХ века
; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Слайд 26
Главная особенность данного направления - полная смена классического восприятия картины мира:
авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив, демонстрируют их относительность.
Слайд 29Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды
сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.
Слайд 32
Возник модернизм во Франции.
В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя
ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников.
Слайд 35
В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание
оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.
Слайд 38
Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии
ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война).
Слайд 40Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние
автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков.
Слайд 43Модернизм развивается практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет
собой интернациональное явление.
Слайд 44Культурное пространство эпохи модернизма включало в себя множество самостоятельных направлений, которые
были различны по своей значимости и влиянию на развитие искусства в целом:
Абстрактное искусство
Абстрактный экспрессионизм
Авангард
Акмеизм
Дадаизм
Кубизм
Постимпрессионизм
Сюрреализм
Фовизм
Футуризм
Экспрессионизм
Символизм
Примитивизм
Слайд 46
Общими для них были принципы отрицания академической культуры, традиций искусства прошлой
эпохи и, как следствие , отказ от традиционного языка и активный поиск новых приемов в изображении мира и человека.
Слайд 48Иногда такие эксперименты приводили к абсолютно бессмысленным формам подачи творческого материала,
например «заумный» язык, созданный кубофутуристами, который принципиально разрушал словесную ткань текста, или полный отказ от принципов линеарного воспроизведения явлений в живописи.
Слайд 50Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия XX века
и радикально пересмотрел возможные литературные формы.
Слайд 52
Самыми знаменитыми писателями модернистами начала ХХ века считаются ирландский писатель-прозаик Джеймс
Джойс, создавший бессмертный роман в стиле «поток сознания» «Улисс» (1922), французский автор семитомного романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, и немецкоязычный мэтр модернизма Франц Кафка, написавший повесть «Превращение» (1912), ставшая классикой абсурда всей мировой литературы.
Слайд 57Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением и в русской литературе новых
направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства.
Слайд 58Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный
век» русской поэзии.
Слайд 62
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца
XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.
Слайд 66Главными предтечами модернизма были:
Ф. Достоевский (1821—81)
«Преступление и наказание» (1866),
«Братья Карамазовы» (1880);
Уитмен (1819—92)
«Листья травы» (1855—91);
Бодлер (1821—67)
«Цветы зла»,
А. Рембо (1854—91)
«Озарения», (1874);
Стриндберг
(1849—1912), особенно его поздние пьесы.
Слайд 68
Философы, повлиявшие на писателей модернистов, - Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям
Джеймс и другие.
Философскими истоками модернизма на рубеже веков стали новые идеологические концепции, в основе которых лежал принцип иррационализма, т.е. признание бессилия человеческого разума в познании вселенной, признание ее «хаотического» начала.
Слайд 73Это понимание соответствовало тревожному мироощущению человека той эпохи, предчувствию событий, близких
к катастрофе или апокалипсису.
Общее обозначение кризисных, упадочных настроений получило название декаданса.
Слайд 75 Длительное время понятия «модернизм» и «декаданс» отождествлялись, однако такое понимание значительно
упрощает значение этих понятий.
Слайд 76Сильное влияние оказал также
Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Слайд 78 Условно эпоху существования модернизма можно разделить на несколько этапов.
1
этап.
Ранний модернизм, оформившийся в течениях символизма, акмеизма, футуризма в 10-е годы ХХ столетия, отличался особой силой отрицания традиционного, эпатажностью и крайней экстравагантностью произведений искусства.
Слайд 80Яркой иллюстрацией может служить моностих лидера московских символистов В. Брюсова «О
закрой свои бледные ноги», которое стало концентрированным проявлением формальных экспериментов модернистов.
годы Первой мировой войны в европейской литературе и живописи возникло течение дадаизма, ставшее воплощением крайней нелепости жизни, отрицающее и человека и искусство вообще.
Слайд 85Дадаизм сформировал важнейшие приемы модернистской техники: «расчленение» реальной действительности на незавершенные
фрагменты, «калейдоскопичность» случайных событий и их хаотичное соединение.
В 20-30-е годы возникло одно из самых значительных направлений в искусстве модернизма – сюрреализм.
Слайд 89
Теоретик течения Андре Бретон провозгласил абсолютно бунтарский характер сюрреализма против основ
жизни, морали, человечности.
Из недр этого направления «вышли» Луи Арагон, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали.
годы после второй мировой войны модернизм воплотился в направлениях
«театра абсурда», школах «нового романа», «поп-арта», в кинетическом искусстве и т.д.
Слайд 92В 60-70-е годы появился термин «постмодернизм», объединивший новые явления в искусстве этой
эпохи и распространившийся на все радикальные процессы жизни, включая феминистское и антирасистское движения.
Слайд 97Существует еще одно определение модернизма как сложного комплекса идеологических и эстетических явлений,
включающего не только авангардные течения, но и творчество выдающихся художников современности, «перешагнувших рамки» эстетических воззрений и приемов модернистских школ.
Слайд 99
Это определение дает возможность поставить в один ряд имена М. Пруста,
Д. Джойса, А. Белого, К. Бальмонта, Ж. Ануя, Ж. Кокто, Ф. Кафки, А. Блока, О. Мандельштама и других известных творческих деятелей эпохи модернизма.