Презентация, доклад мастер - класса по литературному чтению на тему: Приемы работы с хокку на уроках литературного чтения в начальной школе

Содержание

Цель: рассмотреть приёмы анализа хокку как жанра японской поэзии на основе технологий «творческие мастерские» и работы в группах

Слайд 1ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХОККУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МБОУ

ВМР «Федотовская средняя общеобразовательная школа»
Вологодского района Вологодской области
Учитель Буланенкова Светлана Александровна
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХОККУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕМБОУ ВМР «Федотовская средняя общеобразовательная школа» Вологодского

Слайд 2
Цель: рассмотреть приёмы анализа хокку как жанра японской поэзии на основе

технологий «творческие мастерские» и работы в группах
Цель: рассмотреть приёмы анализа хокку как жанра японской поэзии на основе технологий «творческие мастерские» и работы в

Слайд 3ПЛАН:
1. Теоретическая справка
2. Работа в группах
3. Создание хокку
4. Рефлексия

ПЛАН:1. Теоретическая справка2. Работа в группах3. Создание хокку4. Рефлексия

Слайд 4
Тот, кто превращает чувства в слова и проникает
любовью к сущему,

становится
ПОЭТОМ

Мацую Басё
Тот, кто превращает чувства в слова и проникает любовью к сущему, становится ПОЭТОММацую Басё

Слайд 5ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОРЫ ХОККУ
1. Мацуо Басё (1644 - 1694)
2. Камидзима Оницура (1664

- 1738)
3. Ёса Бусон (1716 - 1783)
4. Кобаяси Исса (1763 - 1827)
5.Кага-но Тиё (1701 - 1775)
6. Масаока Сики (1867 - 1902)
7. Такахама Кёси (1874 - 1959)
8. Сайто Мокити (1882 - 1953)
9. Танэда Сантока (1882 - 1940)
10. Накамура Кусатао (1901 - 1983)
ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОРЫ ХОККУ1. Мацуо Басё (1644 - 1694)2. Камидзима Оницура (1664 - 1738)3. Ёса Бусон (1716 -

Слайд 6
В классическом хокку центральное место занимает
природный образ, явно или неявно

соотнесенный с жизнью человека
В классическом хокку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесенный с жизнью человека

Слайд 7
При этом в тексте должно быть указание на время года –

для этого в качестве обязательного элемента используется
киго – «сезонное слово»,
создающее образы, связанные со сменой времен года:
весны, лета, осени, зимы и межсезонья.

Зима – снег
Осень – клён
Весна – сакура
Лето – пион
При этом в тексте должно быть указание на время года – для этого в качестве обязательного элемента

Слайд 8
В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается
на отдельной странице. Это

делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь,
проникнуться атмосферой стихотворения
В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог

Слайд 9
Сегодня хокку - популярный жанр поэзии.
В дни празднования
Нового года

в Японии
для привлечения удачи сочиняют хокку,
посвященное первому снегу в новом году или первому сну
Сегодня хокку - популярный жанр поэзии. В дни празднования Нового года в Японии для привлечения удачи сочиняют

Слайд 10
Японская национальная традиция любования цветами называется ханами

Японская национальная традиция любования цветами называется ханами

Слайд 11
Традиционное хокку
не имеет названия и
не пользуется привычными для западной

поэзии выразительными средствами ( в частности, рифмой)
Традиционное хокку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами ( в частности,

Слайд 12
Хокку пишут только
в настоящем времени:
автор передаёт свои непосредственные впечатления


от только что увиденного и услышанного
Хокку пишут только в настоящем времени: автор передаёт свои непосредственные впечатления от только что увиденного и услышанного

Слайд 13
Искусство написания хокку – это умение в трёх строках описать настоящий

момент.
Сказать много, используя лишь немного слов, -
главный принцип хокку.

«На поверхности хокку – не чувства, а цветы… чувства, скрыты в глубине и влагой, звуками, мелодией проступают на поверхности стихов»
Ролан Барт
Искусство написания хокку – это умение в трёх строках описать настоящий момент. Сказать много, используя лишь немного

Слайд 14
Чтобы понять хокку
требуется определенное усилие, особый настрой «на волну» хокку

.
И тогда строчки оживают.

Летний день померк.
Лысые вершины вереницей -
Кучевые облака.
Мукаи Керай
Чтобы понять хокку требуется определенное усилие, особый настрой «на волну» хокку . И тогда строчки оживают.Летний день

Слайд 15
Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится

какой-то итог сказанному, часто неожиданный:
Жжет мне сверканьем глаза
Все – и деревья и камни…
Вновь после ливня жара!
Мукаи Керай

А иногда наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие
Молодая листва…
Ах! Три тысячи воинов
Спрятаны в ней!
Масаока Шики
Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный:Жжет мне

Слайд 16
Создавая хокку, поэт начинает с создания формулы.
Формула – это цепь

ассоциаций. Поэтому, если в хокку использован
образ «поющие цикады», то
для японца – читателя
в его воображении разворачивается
цепь ассоциаций.

Создавая хокку, поэт начинает с создания формулы. Формула – это цепь ассоциаций. Поэтому, если в хокку использован

Слайд 17
Осень
печаль
белый цвет
пронзительное пение цикад
увядание трав


выбеленные солнцем камни
белесые туманы
«белый» холодный ветер

Японцы различают ветры по цветам

Осень печаль белый цвет пронзительное пение цикад увядание трав выбеленные солнцем камни белесые туманы «белый» холодный ветерЯпонцы

Слайд 18
В японской поэзии существуют
жесткие правила написания хокку, которые основаны на

таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка.
Так, подлинные японские хокку создаются
по принципу 5-7-5.
Это означает, что в первой и последней строчке должно быть по пять слогов, а во второй – семь.
В японской поэзии существуют жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания

Слайд 19
Жанр хокку изучается в начальной школе
на уроках литературного чтения
в

системе Л.В. Занкова
и
в УМК «Перспективная начальная школа»
Жанр хокку изучается в начальной школе на уроках литературного чтения в системе Л.В. Занкова и в УМК

Слайд 20
Вывод: таким образом, мы рассмотрели литературные особенности хокку как жанра японской

поэзии.
Тема поэзии хокку – «поэт и его пейзаж», а её
цель – «создать многочисленные образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой времен
весны, лета, осени и зимы»
Вывод: таким образом, мы рассмотрели литературные особенности хокку как жанра японской поэзии.Тема поэзии хокку – «поэт и

Слайд 21
Тема урока:
Секрет коротких стихотворений

Тема урока: Секрет коротких стихотворений

Слайд 22


Цель урока: открыть …

Цель урока: открыть …

Слайд 23
Цель урока: открыть секрет коротких стихотворений

Задачи урока:
1. Учиться составлять короткие

стихотворения
2. Научиться объяснять смысл стихотворений.
3. Узнать, как называются короткие стихотворения.
4. Выяснить особенности коротких стихотворений.

Цель урока: открыть секрет коротких стихотворенийЗадачи урока: 1. Учиться составлять короткие стихотворения2. Научиться объяснять смысл стихотворений.3. Узнать,

Слайд 24
Задачи урока:
1.Узнать, как называются короткие стихотворения.
2. Выяснить особенности коротких стихотворений.
3.

Научиться объяснять смысл стихотворений..
4.Учиться составлять короткие стихотворения

Задачи урока: 1.Узнать, как называются короткие стихотворения.2. Выяснить особенности коротких стихотворений.3. Научиться объяснять смысл стихотворений.. 4.Учиться составлять

Слайд 25СТИХОТВОРЕНИЕ ХОККУ
1.

Есть рифма
2. Не имеет названия
3. Есть вывод
4. Есть ритм
5. Нет рифмы
6. Строфа состоит из 4-х строчек
7. Последняя строка – вывод
8. Состоит из 3-х строк
9. Может иметь или не иметь названия
СТИХОТВОРЕНИЕ          ХОККУ1. Есть рифма2. Не имеет названия3. Есть

Слайд 27
[Дикая утка, дыхание ветра, рябь,
утка кричит]

[Дикая утка, дыхание ветра, рябь, утка кричит]

Слайд 28
Дуб

Берёза
Дуб          Берёза

Слайд 29
Огонь в очаге, а вокруг
довольные лица…
Все рады жизни.

Кобаяси Исса


Огонь в очаге, а вокругдовольные лица…Все рады жизни.Кобаяси Исса

Слайд 30
Вот причуда знатока
На цветок без аромата
Опустился мотылек

Мацуо Басё

Вот причуда знатокаНа цветок без ароматаОпустился мотылекМацуо Басё

Слайд 31
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен

Кобаяси Исса

Вот выплыла луна,И самый мелкий кустикНа праздник приглашенКобаяси Исса

Слайд 32РЕФЛЕКСИЯ
1. Что можно использовать в работе?
2. Мне понравилось…
3. У меня возникли

вопросы…
4. Я узнал новое…
РЕФЛЕКСИЯ1. Что можно использовать в работе?2. Мне понравилось…3. У меня возникли вопросы…4. Я узнал новое…

Слайд 33СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть