Слайд 1ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХОККУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МБОУ
ВМР «Федотовская средняя общеобразовательная школа»
Вологодского района Вологодской области
Учитель Буланенкова Светлана Александровна
Слайд 2
Цель: рассмотреть приёмы анализа хокку как жанра японской поэзии на основе
технологий «творческие мастерские» и работы в группах
Слайд 3ПЛАН:
1. Теоретическая справка
2. Работа в группах
3. Создание хокку
4. Рефлексия
Слайд 4
Тот, кто превращает чувства в слова и проникает
любовью к сущему,
становится
ПОЭТОМ
Мацую Басё
Слайд 5ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОРЫ ХОККУ
1. Мацуо Басё (1644 - 1694)
2. Камидзима Оницура (1664
- 1738)
3. Ёса Бусон (1716 - 1783)
4. Кобаяси Исса (1763 - 1827)
5.Кага-но Тиё (1701 - 1775)
6. Масаока Сики (1867 - 1902)
7. Такахама Кёси (1874 - 1959)
8. Сайто Мокити (1882 - 1953)
9. Танэда Сантока (1882 - 1940)
10. Накамура Кусатао (1901 - 1983)
Слайд 6
В классическом хокку центральное место занимает
природный образ, явно или неявно
соотнесенный с жизнью человека
Слайд 7
При этом в тексте должно быть указание на время года –
для этого в качестве обязательного элемента используется
киго – «сезонное слово»,
создающее образы, связанные со сменой времен года:
весны, лета, осени, зимы и межсезонья.
Зима – снег
Осень – клён
Весна – сакура
Лето – пион
Слайд 8
В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается
на отдельной странице. Это
делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь,
проникнуться атмосферой стихотворения
Слайд 9
Сегодня хокку - популярный жанр поэзии.
В дни празднования
Нового года
в Японии
для привлечения удачи сочиняют хокку,
посвященное первому снегу в новом году или первому сну
Слайд 10
Японская национальная традиция любования цветами называется ханами
Слайд 11
Традиционное хокку
не имеет названия и
не пользуется привычными для западной
поэзии выразительными средствами ( в частности, рифмой)
Слайд 12
Хокку пишут только
в настоящем времени:
автор передаёт свои непосредственные впечатления
от только что увиденного и услышанного
Слайд 13
Искусство написания хокку – это умение в трёх строках описать настоящий
момент.
Сказать много, используя лишь немного слов, -
главный принцип хокку.
«На поверхности хокку – не чувства, а цветы… чувства, скрыты в глубине и влагой, звуками, мелодией проступают на поверхности стихов»
Ролан Барт
Слайд 14
Чтобы понять хокку
требуется определенное усилие, особый настрой «на волну» хокку
.
И тогда строчки оживают.
Летний день померк.
Лысые вершины вереницей -
Кучевые облака.
Мукаи Керай
Слайд 15
Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится
какой-то итог сказанному, часто неожиданный:
Жжет мне сверканьем глаза
Все – и деревья и камни…
Вновь после ливня жара!
Мукаи Керай
А иногда наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие
Молодая листва…
Ах! Три тысячи воинов
Спрятаны в ней!
Масаока Шики
Слайд 16
Создавая хокку, поэт начинает с создания формулы.
Формула – это цепь
ассоциаций. Поэтому, если в хокку использован
образ «поющие цикады», то
для японца – читателя
в его воображении разворачивается
цепь ассоциаций.
Слайд 17
Осень
печаль
белый цвет
пронзительное пение цикад
увядание трав
выбеленные солнцем камни
белесые туманы
«белый» холодный ветер
Японцы различают ветры по цветам
Слайд 18
В японской поэзии существуют
жесткие правила написания хокку, которые основаны на
таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка.
Так, подлинные японские хокку создаются
по принципу 5-7-5.
Это означает, что в первой и последней строчке должно быть по пять слогов, а во второй – семь.
Слайд 19
Жанр хокку изучается в начальной школе
на уроках литературного чтения
в
системе Л.В. Занкова
и
в УМК «Перспективная начальная школа»
Слайд 20
Вывод: таким образом, мы рассмотрели литературные особенности хокку как жанра японской
поэзии.
Тема поэзии хокку – «поэт и его пейзаж», а её
цель – «создать многочисленные образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой времен
весны, лета, осени и зимы»
Слайд 21
Тема урока:
Секрет коротких стихотворений
Слайд 23
Цель урока: открыть секрет коротких стихотворений
Задачи урока:
1. Учиться составлять короткие
стихотворения
2. Научиться объяснять смысл стихотворений.
3. Узнать, как называются короткие стихотворения.
4. Выяснить особенности коротких стихотворений.
Слайд 24
Задачи урока:
1.Узнать, как называются короткие стихотворения.
2. Выяснить особенности коротких стихотворений.
3.
Научиться объяснять смысл стихотворений..
4.Учиться составлять короткие стихотворения
Слайд 25СТИХОТВОРЕНИЕ ХОККУ
1.
Есть рифма
2. Не имеет названия
3. Есть вывод
4. Есть ритм
5. Нет рифмы
6. Строфа состоит из 4-х строчек
7. Последняя строка – вывод
8. Состоит из 3-х строк
9. Может иметь или не иметь названия
Слайд 27
[Дикая утка, дыхание ветра, рябь,
утка кричит]
Слайд 29
Огонь в очаге, а вокруг
довольные лица…
Все рады жизни.
Кобаяси Исса
Слайд 30
Вот причуда знатока
На цветок без аромата
Опустился мотылек
Мацуо Басё
Слайд 31
Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен
Кобаяси Исса
Слайд 32РЕФЛЕКСИЯ
1. Что можно использовать в работе?
2. Мне понравилось…
3. У меня возникли
вопросы…
4. Я узнал новое…