Слайд 1Муниципальное
общеобразовательное бюджетное
учреждение «ООШ №5»
г. Кудымкара
Сторожева Галина Николаевна
учитель русского
языка и литературы
Слайд 3Тема: Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления
Слайд 8«Критическое мышление»
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997
года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Слайд 9Основной методический прием моего мастер-класса - это прием «Написание Синквейна». В
качестве вспомогательных я использовала следующие приемы : «Мои предпочтения», «Выставка плаката»;
На основе использования всех этих интерактивных методов, можно проводить не только учебные занятия, но и любые подобные мероприятия (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Они универсальны. Все методические приемы открыты для модернизации. У учителя есть возможность перекраивать и видоизменять их под самые разные обстоятельства, например, под содержание учебного материала, под возраст и уровень развития детей или для выступления перед коллегами.
Слайд 10Практическая часть.
Фрагмент урока “Исповедальное слово В.П. Астафьева”
(по рассказу “Записка” из
сборника “Затеси”).
Слайд 11Вопросы для размышления:
-Что обычно пишут в записке?
-Кому и когда пишут записку?
-О
чём может быть рассказ с таким названием: «Записка»?
Слайд 12
Что такое «затеси»?
Что значит «исповедь»?
Слайд 13Исповедь (по Ожегову) - откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях.
Слайд 14На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”
Кто бы
мог написать эту записку, кому?
Слайд 15В.Астафьев
«Записка»
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
Слайд 16Какую проблему поднимает Астафьев?
Слайд 17Групповая работа
1 группа- оценка поступка сына
2 группа - сочувственное отношение к
матери
Слайд 18Запишите ключевые слова текста.
Что говорится о матери, что - о
Слайд 19Запишите ключевые слова текста.
Что говорится о матери, что - о
сыне?
Мать
неграмотная
изношенная в работе
выходная плюшевая жакетка
из старой русской деревни
Родной сынок
привёз в город
вложил записку
“забыл” на вокзале
рекомендательное письмо
Слайд 20 «Написание СИНКВЕЙНА»
В переводе с французского слово «синквейн» означает
стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему.
Слайд 21СИНКВЕЙН
1. Технология РКМ
2. Два прилагательных (признаки понятия)
3. Три глагола (действия, связанные
с понятием)
4. Одно предложение, отражающее суть понятия
5 ЧТО это?
Слайд 22
Человечность.
Суетный, отвлечённый.
Родился, вырос, ”забыл”.
Вложил…
Занятость!
Сынок.
Родной, действующий.
Вырос, привёз, ”забыл”.
Записка-рекомендация.
Ужас…
Слайд 23Синквейн
Мать.
Старая, брошенная.
Ждёт, оглядывается, плачет.
Сердце ноет от жалости.
Горе.
Слайд 24
«Мои предпочтения»
Цель метода:
расслабление для уставшей группы.
Участники:
вся группа.
Слайд 25
- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
-
три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
-три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Слайд 26Рефлексия по мастер - классу
Узнали ли Вы что-то новое для себя?
Каким
навыкам научились?
Как это может пригодиться в жизни?
О чем еще вам хотелось бы узнать по теме мастер-класса?
Слайд 27Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.
(У. Теккерей)
“Жизнь есть театр,
и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
Слайд 28
«Учитель в какой-то мере актер. Он, так же как
и мы, актеры, не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, — какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Это очень трудно»
Вера Петровна Марецкая
Слайд 29
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем
писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Дмитрий Сергеевич Лихачев
Слайд 30
«Ткач уже через час видит плоды своих забот,
сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».
Василий Александрович Сухомлинский
Слайд 31Учителю дана огромная сила – СИЛА СЛОВА.
Пользуясь этой силой мы способны
создавать миры…
Слайд 32Но эта же самая сила в состоянии их и разрушать…
Слайд 33 Профессия учителя – это особая профессия. Учитель постоянно
живет в мире сверх- и сверхзадач.
Общество предъявляет учителю непомерно высокие требования: стать идеалом человека хотя бы для своих учеников.
Учитель не имеет права быть рядовым, он вынужден быть особенным. А это так не просто. ..
Слайд 34
«Светя другим – сгораю сам…»
Как
сохранить свою душу от «профессионального сгорания»?
Где взять силы для каждодневного вдохновения?
Только в самом себе, только в сознании величия своего дела…
Слайд 35УЧИТЕЛЬ
ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДУШИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Слайд 36
УЧИТЕЛЬ
ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ
ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ
ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ
Слайд 37
УЧИТЕЛЬ
НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ
ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ
ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР
ТКАЧ
Слайд 38
Хотелось сравнить бы Вас с ними, УЧИТЕЛЬ:
Садовник Гений
Цветовод Провидец
Психолог Созидатель
Капитан Творец
Штурман Волшебник
Гид Воспитатель
Учёный Наставник
Президент Мама
Айболит Спутник
Мудрец Помощник
Философ Советчик
Слайд 39
Не стоит равняться на них, Вам, УЧИТЕЛЬ…
Судья
Прокурор
Следователь Полицейский
Надзиратель Сторож
Пастух Тиран
Критик Командир
Палач Террорист
Каратель Врач
Враг Киллер
Мученик Страдалец
Каторжник Заключённый
Жертва Мститель
Слайд 40 Будем вкладывать в слово УЧИТЕЛЬ высокий смысл. Пусть возвышенное
представление о нем и не совсем согласуется с повседневным, земным образом учительницы, но не все, же будни, да будничное…
Слайд 44
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!