Слайд 1Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде 16 марта
1868 года. Рано осиротев, Алексей Пешков воспитывался в доме деда Василия Каширина, владельца красильного заведения в Нижнем.
Слайд 2Уже в первых своих газетных статьях М. Горький требовал обязательного изучения
в школах лучших образцов современной литературы, воспитания художественного вкуса у детей. Мысли о воспитании не оставляли писателя до конца дней, хотя он и не считал себя педагогом.
Слайд 3Основа культуры народа — его язык; поэтому, считал Горький, приобщение детей
к народному языку — одна из важнейших задач воспитателя. У литературы здесь особая роль, ибо для нее язык — «первоэлемент... основное орудие ее и вместе с фактами, явлениями жизни — материал...».
Слайд 4«Я утверждаю: с ребенком нужно говорить забавно», — продолжает М. Горький
развивать эту принципиальную для него мысль в другой статье 1930 года — «О безответственных людях и о детской книге наших дней».
Слайд 511 июня этого же года в "Известиях" появилась статья А.М. Горького
"Литературу - детям", который во вступлении ссылается на статью Маршака: "Автор этой статьи С. Маршак, талантливый и опытный работник в области литературы для детей совершенно правильно придал заголовку и теме своей же статьи характер требования, характер большого лозунга".
Слайд 6Свои взгляды М. Горький стремился воплотить в жизнь. Он стал инициатором
создания первого в мире детского издательства и участвовал в обсуждении его планов, как и планов детских театров. Он переписывался с молодыми писателями и даже с детьми, чтобы узнавать их запросы и вкусы. Он намечал темы детских книг, которые затем разрабатывались писателями и публицистами — популяризаторами науки. По его инициативе возник первый послереволюционный детский журнал — «Северное сияние».
Слайд 7В 1913—1916 годах Горький работал над повестями «Детство» и «В людях»,
продолжившими традицию автобиографической прозы о детстве.
Слайд 8Очень важен и многомерен в повести образ бабушки, Акулины Ивановны. Писатель
типизировал конкретный образ своей бабушки, которая отличалась умом и высокой нравственностью. Душевным богатством бабушка щедро делится с Алешей: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, появилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить...»
Слайд 9В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут,
как, например, Ленька из рассказа «Дед Архип и Ленька» (1894). Пара нищих — мальчик и его дедушка — в своих странствиях по югу России встречаются то с людским сочувствием, то с равнодушием и злобой.
Слайд 11Характер героя в сказке «Случай с Евсейкой» посложнее, ибо герой и
по возрасту старше Пудика. Подводный мир, где оказывается мальчик Евсейка, населен существами, которые находятся друг с другом в непростых отношениях. Маленькие рыбешки, например, дразнят большого рака — поют хором дразнилку:Под камнями рак живёт. Рыбий хвостик рак жует. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух.
Слайд 12"Самовар" — проза в перемежку со стихами. Вначале он хотел назвать
ее "О самоваре, который зазнался", но потом сказал: "Не хочу, чтобы вместо сказки была проповедь!" — и переделал заглавие».
Слайд 13B 1910 году Горький получил письмо от семилетнего мальчика, опечаленного смертью
Толстого: «Дорогой Максим Горький, все писатели русские умерли, только ты остался. Haпиши мне сказку и пришли мне». Через 2-3 недели Алексей Максимович вместе c ответом прислал новую сказку, Значительно позднее она была опубликована в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12), Это была сказка «Утро». B яркой занимательной форме рассказывается в ней o появлении солнца, о наступлении дня, о пробуждении природы. Все окружающее одухотворено, оживлено, очеловечено, пронизано ликующим радостным светом, торжествующей мyзыкой жизни и труда.
Слайд 14 Живите дружно, как пальцы чудесно работающих рук музыканта