Слайд 1
А. М. Горький
Пьеса
«НА ДНЕ»
Человек создан не для того,
чтобы влачить
цепи,
а для того, чтобы, широко
расправив крылья, парить над землей.
В. Гюго
Literata.Ru
Слайд 2«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживет и
ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»
Д. В. Философов
Д. В. Философов (1872 – 1940) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель. В 1920-е гг. один из лидеров антикоммунистической эмиграции и влиятельный политический обозреватель.
Слайд 3«Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше: истина или
сострадание?»
М. Горький
Слайд 4«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана
в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.
Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Слайд 5
Обращение Горького к драме на пороге XX века было обусловлено взрывчатостью,
драматизмом жизненного материала, тем, что множество людей были сбиты жизнью, снесены на обочину, буквально кричали о своей обиде на жизнь. Такой драматургии, предельно полно выявляющей противоречия жизни, ждали в это время основатели Московского Художественного театра (МХТ) К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Они не случайно избрали пьесу "На дне" для постановки и отстояли ее в споре с цензурой.
Слайд 6В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого
неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.
Слайд 7 .
.
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ
извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».
Слайд 8Здание приюта "Бугровская ночлежка« в Нижнем Новгороде построено в 1880–1883 г.
Строительство
велось на средства предпринимателя и благотворителя
А.П. Бугрова.
Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.
Слайд 9Тема "маленького человека" в русской литературе традиционна. "Маленький человек" Горького - это особый случай. Писатель
впервые вывел на страницы своих произведений тех, кто оказался выпавшим из жизни, из общества - босяков. Босяками называли в России XIX - начала XX века людей без определенного места жительства, бродяг. Горького всегда интересовал этот "человеческий материал". Он видел в босяках некие романтические черты: свободу, отсутствие стяжательства и т.д. Писатель полагал, что судьба людей, порвавших с обществом или отвергнутых им, может объяснить сам характер общественных отношений.
Слайд 10В босяках Горький видел своеобразное воплощение своего идеала человека. Он признавал: "Босяки
явились для меня "необыкновенными людьми": я видел, что хотя они живут даже хуже "обыкновенных людей", но чувствуют и сознают себя даже лучше их, и потому, что они не жадны, не душат друг друга и не копят денег".
Слайд 11Горьковские босяки резко отличаются от "униженных и оскорбленных", представленных ранее в
русской литературе. Они наделены агрессивной гордостью, духом своеобразного неуступчивого равенства с Богом, свободой инстинктов. Всякая "милость к павшим", которую ставила себе в заслугу классика (например, Достоевский), этих агрессивных нищих, активно философствующих героев, скорее всего, оскорбит. Это люди без Бога в душе, глубоко эгоцентричные, а одежды нищенства - только знаки свободы, даже величия
Слайд 12 Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру в связи с
работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902
Слайд 14САТИН
«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится
известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.
Слайд 15АКТЁР
Кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан
только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик.
«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»
«Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...»
Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.
Слайд 16НАСТЯ
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается
спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря.
В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Слайд 18БАРОН
Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники
используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство.
Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.
«А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.
Слайд 19БУБНОВ
картузник, 45 лет
Все люди на земле — лишние.
Шум — смерти не помеха.
Все
так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?
Все хотят порядка, да разума нехватка.
А кто пьян да умён — два угодья в нём…
Вовремя уйти всегда лучше.
На что мне совесть? я – небогатый!
Люди все живут…как щепки по реке плывут
Всё сказки
Слайд 20«Слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств -
болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.
КЛЕЩ
Слайд 21«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его,
живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят.
Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.
КОСТЫЛЕВ
Слайд 22ВАСЬКА ПЕПЕЛ
28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у
него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.
«Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»
Слайд 23 Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем
— распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
ТАТАРИН
Слайд 24ЛУКА
Странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок
и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки
После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.
Слайд 26О драме
1. Род художественной словесности, основные признаки которого являются диалогическая форма
и наглядное изображение действия.
2. Ориентация на сценическую интерпретацию ограничивает художника в средствах выражения авторской позиции. Он не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не услышит зритель.
3. Авторская позиция выражается в монологах и диалогах героев, в их действиях, в развитии сюжета
4. Особая нагрузка ложится на конфликт, острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства.
5. Конфликт в художественном произведении - это столкновение, на котором построено развитие сюжета. Конфликт придает сюжету остроту и определяет глубину содержания произведения
Слайд 27
В пьесе «На дне» Горький показывает
людей сломленных жизнью,
отброшенных обществом.
«На
дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.
Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке.
Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.