Слайд 1"Крестьянские дети". А. Н. Некрасов
Автор: учитель русского языка и
МАОУ СОШ 62 г. Тюмени
Кучергина Е. Н.
Слайд 3Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861
году в журнале «Время».
Слайд 4История создания
Стихотворение написано по впечатлениям от встречи писателя с
детьми летом 1861 года, когда Некрасов приехал в свою деревню Грешнево на охоту, которая была его страстью. Поэт решил отдохнуть в сарае, его обнаружили эдесь деревенскими ребята, они опасались подходить близко, издалека наблюдали за барином.
Слайд 5 Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части?
Текст
состоит из нескольких частей:
встреча охотника с детьми,
изображение светлой, «нарядной стороны» жизни,
показ трудной, тяжелой стороны,
кульминационное обращение к детям.
Слайд 6Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живется
легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Слайд 7Значение каких слов нуждаются в пояснении?
Лудильщик - рабочий, который чинит
посуду.
Шерстобит - мастер по изготовлению
изделий из шерсти.
Рига - сарай, где сушили пшеницу
иногда отделяли зерна от соломы
Вирши - стихи
Слайд 8Найдите в их речи такие слова и выражения, которые мы не
употребляем, и те, которые передают колорит народной речи.
(«Гляди-тко», «чай», «вона», «стволина», «такому-то гусю уж что за охота», «спроста», «вестимо», «не засти» и др.)
Слайд 9Найдите, пожалуйста, строчки, которые показывают отношение рассказчика к крестьянским детям
Слайд 10О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских
детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ!
Слайд 11Почему автор называет детей "счастливым народом"?
Посмотретите, в каких условиях живут
крестьянские дети,
в какое время начинают помогать родителям
Слайд 15
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю
Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
..
Слайд 18
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как
поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.
Слайд 21"У дверей школы".
Богданов-Бельский
Слайд 25Прочитайте отрывок по ролям. Проанализируйте эпизод
Слайд 26Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу,
поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
– Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
– Ужь больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что́, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
– А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,
Слайд 28 Проанализируйте поведение шестилетнего "мужика".
Почему он поехал в лес с
отцом?
Отец приучает сына к ответственности,
воспитывает любовь к труду.
Слайд 29Какова основная идея произведения?
Показать обаятельные образы крестьянских детей.
Выразить симпатии простому
народу.
Формировать уважение к нелегкому труду простого народа.
Слайд 30Видимо, счастье в единении с природой,
возможности получать радость от обыденных вещей,
осознании собственной значимости в процессе труда
Почему же детей считает автор
"счастливым народом"?
Слайд 31Какие выводы для себя после прочтения
могут сделать современные ребята ?
Крестьянские
дети не долго "резвились на воле", их жизнь была трудна, она рано привлекались к труду.
Но дети находили радость в повседневном труде, помощи взрослым.
Мы должны учиться оптимизму и добросердечному отношению к жизни, терпению и трудолюбию у некрасовских героев.
Слайд 33Источники
https://fb.ru/article/165850/nekrasov-krestyanskie-deti-analiz-i-kratkoe-soderjanie-proizvedeniya
https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38347-krestianskie-deti-analiz-stihotvoreniia-nekrasova-po-plany-kratko-epitety-sravnenie-god-metafory.html