Слайд 1
Классификация форм контроля знаний обучающихся
Слайд 2Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по
конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность студента, так и на контроль взаимодействия студентов и педагогов.
Слайд 3Функции контроля знаний
Контролирующая
Обучающая
Диагностическая
Воспитывающая
Развивающая
Прогностическая
Ориентирующая
Слайд 4Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик - преподаватель
и внутренней: студент - студент), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Слайд 5Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации.
В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Слайд 6Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в
знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Слайд 7Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В
результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Слайд 8Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии
их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Слайд 9Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным
учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Слайд 10Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к
учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Слайд 11Виды контроля:
• предварительный;
• текущий;
• тематический;
• рубежный (поэтапный);
• итоговый;
• заключительный.
Слайд 12Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности
учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся.
Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету
Слайд 13Перед изучением творчества А. Блока применяется следующий вид контроля.
1. Кто был
А. Блок?
- поэт
- писатель
- драматург
2. К какому литературному направлению можно отнести творчество А.Блока?
- футуризм
- символизм
- акмеизм
3. Что вы знаете о жизни и деятельности А. Блока?
4. С какими произведениями А. Блока вы знакомы?
Слайд 14Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических
наблюдениях преподавателя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке.
Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учащихся и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.
Слайд 15Виды заданий по изучению конкретных тем (фронтальная и групповая работа).
Проанализировать произведение
указанного автора.
Ответить на вопросы по тексту произведения.
Выполнить упражнение по теме.
Слайд 16Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных
не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем.
Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса.
Слайд 17Задания.
Контрольный диктант.
Сочинение.
Тест.
Сообщение.
Тест: Поэзия «серебряного века»
Слайд 18Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого учащегося перед тем, как
преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность учащегося к дальнейшей учебе.
Заключительный контроль — выпускные экзамены, защита дипломной работы, сдача государственных экзаменов.
Слайд 19Задания
Доклад.
Реферат.
Итоговый тест. Русский язык.
Сочинение.
Тестовые задания.
Слайд 20Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:
объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех преподавателей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним).