Слайд 1Формирование
основ смыслового чтения
в рамках реализации ГОС
Гнатуша Лариса Дмитриевна
учитель русского
языка
МОУ «Специализированная школа №115 г.Донецка»
Слайд 2Государственные Образовательные Стандарты
В ГОС отмечается, что чтение в современном информационном
обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Слайд 3Фактор № 1
На успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №
1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Слайд 4Смысловое чтение
Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как
следствие, – письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Развитие способностей помогает овладеть искусством
аналитического,
интерпретирующего и
критического чтения.
Слайд 5Каждый читатель возьмёт из текста ровно столько, сколько он способен взять
на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
Слайд 7Способы смыслового чтения
Аналитический или структурный
Синтетический или интерпретационный
Критический или оценочный.
Слайд 8Инсерт — что это такое?
Инсерт — один из приёмов технологии развития
критического мышления.
Название приёма представляет собой
аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Слайд 9Как использовать приём «Инсерт»
на уроках
1. Учащиеся читают
текст, маркируя его
специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это
противоречит тому, что я знал;
?— это мне непонятно, нужны
объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать
на полях карандашом. Или можно подложить
полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Слайд 11Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке русского языка по теме
"Имя существительное"
Слайд 12
Как использовать приём «Инсерт»
на уроках
3. Чтение таблицы несколькими учениками
(выборочно).
Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
Слайд 13
Как использовать приём «Инсерт»
на уроках
4. Повторное чтение текста. Эта стадия
переводит урок уже в этап осмысления.
При этом таблица может пополниться,
либо какие-то тезисы уже перейдут из
одной колонки в другую.
Слайд 14
Как использовать приём «Инсерт»
на уроках
.
Рефлексия.
На данном этапе обсуждаются записи,
внесённые в таблицу.
Идёт анализ того, как накапливаются
знания.
Путь от старого к новому становится
более наглядным и понятным.
Слайд 15Нюансы применения приема
"Инсерт"
* В начале работы с приёмом
желательно
использовать небольшие тексты, чтобы
дети привыкли к обилию значков.
* Также в начале работы можно попросить их
не записывать тезисы, а говорить их устно.
* Необходимо выработать навыки тезисной
формулировки.
* Таблица обсуждается по "колонкам".
То есть, сначала то, что уже известно,
затем то, что явилось новым и т.д.
* В 5-х классах таблицу можно сократить
до трёх колонок: "Знаю", "Интересуюсь",
"Узнал".
* Работа может проводиться как
индивидуально, так и в парах или группах
Слайд 16
Когда использовать приём
Инсерт?
-Для уроков усвоения новых знаний,
для урока коррекции
ЗУН,
для урока актуализации новых знаний и
умений (по ГОС).
Приём требует от ученика не пассивного
чтения, а внимательного.
Если раньше он просто пропускал
непонятные моменты в тексте, то
прием Инсерт
заставляет обратить на них внимание,
сконцентрироваться на каждой
строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда
нужно проработать большой пласт
теоретического материала.
Слайд 17
Уроки по развитию критического
мышления через чтение и письмо
строятся по
особой формуле:
вызов, осмысление и размышление.
Вызов — подготавливает учащихся к
восприятию новой информации. В уроках
старого типа этот этап часто называли
актуализацией знаний.
Осмысление — это этап получения новых
знаний, ввод новых понятий и терминов.
Размышление — этап усвоения новых знаний и
умений, соотношения их с уже известными
данными, сравнения, оценки и анализа.
Слайд 18ВЫЗОВ
На стадии вызова можно использовать кластеры,
корзину идей,
дерево предсказаний,
мозговой штурм
Слайд 19На стадии осмысления работают такие приёмы как
"Чтение с остановками",
"Кубик Блума",
"Толстые и
тонике вопросы",
таблица "ЗХУ".
Слайд 20Для стадии размышления подходят
"Шесть шляп»,
"Синквейн",
"Ромашка вопросов",
"Эссе".
Слайд 21Приём "Инсерт" может работать
на
каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить
то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста
новое — что характерно для стадии
осмысления.
И, в-третьих, предполагает
самостоятельный анализ информации,
интерактивное обсуждение, что
приемлемо на стадии размышления
или рефлексии
Слайд 22При сформированных приёмах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей
работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста,
отсутствия в тексте объяснения или
ответа на возникший вопрос,
контролируют себя.
Слайд 23ВЫВОД
Примером осмысленного чтения может быть наша конференция.Согласны?
Слайд 24Источники
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011
3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991
6.Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011
8Кудряшова В. А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка. КД. – М., 1994.
10.Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – http:// umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
11.Система учебников «Алгоритм успеха». Основная образовательная программа образовательного учреждения:основная школа. – М.: Вентана-Граф, 2012.
12.Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5– 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. –М.:Баласс, 2011. – с.40
14.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: 2011.
15.Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/
16.Чепурыгина Н. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». – http://ru.calameo.com/read/000995024d44903df66f7
if