Презентация, доклад к выступлению Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Содержание

Чтобы научить ребенка читать:необходимо вооружить его техникой чтения(т.е. чтением вслух и молча)1234сформировать правильный механизм восприятияхудожественного и научно-познавательного текстанаучить работать с текстомвыработать соответствующие учебные ичитательские умения Овладев инструментом чтения – его техникой – и пониманием текста, ребенок должен

Слайд 1Формирование познавательных универсальных учебных действий.
Елена Ивановна Станиславова, учитель начальных классов
МБОУ Гимназия

№1 г.о. Самара

Особенности работы с различными видами текстов

Формирование познавательных универсальных  учебных действий.Елена Ивановна Станиславова, учитель начальных классовМБОУ Гимназия №1 г.о. СамараОсобенности работы с

Слайд 2Чтобы научить ребенка читать:
необходимо вооружить его техникой чтения
(т.е. чтением вслух и

молча)

1

2

3

4


сформировать правильный механизм восприятия
художественного и научно-познавательного текста

научить работать с текстом

выработать соответствующие учебные и
читательские умения

Овладев инструментом чтения – его техникой – и пониманием текста, ребенок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определенными знаниями, умениями и навыками восприятия произведений разного жанра. Умение читать – это особое умение.

Чтобы научить ребенка читать:необходимо вооружить его техникой чтения(т.е. чтением вслух и молча)1234сформировать правильный механизм восприятияхудожественного и научно-познавательного

Слайд 3
Фактуальная информация –
описание фактов, событий,
места действия и протекания действия,

движения сюжета и т. д.

Концептуальная информация выражает
мировоззрение автора, систему его
взглядов, замысел, но не сводится к идее
произведения

Подтекстовая информация представляет
скрытый смысл, не равна художественным
средствам и возникает благодаря
«нелинейному» прочтению текста

в тексте содержится три вида информации:

Фактуальная информация – описание фактов, событий, места действия и протекания действия, движения сюжета и т. д.Концептуальная информация

Слайд 4Чтение в естественной коммуникации
Чтобы литературное произведение дошло до сознания учеников, волновало,

доставляло удовольствие, нужно учить их понимать художественное произведение, воспринимать его с позиции автора.
Чтение  в естественной коммуникации	Чтобы литературное произведение дошло до сознания учеников, волновало, доставляло удовольствие, нужно учить их

Слайд 5Об уровне литературного образования можно судить по следующим критериям:

Об уровне литературного образования можно судить по следующим критериям:

Слайд 6МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ФОМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В

ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ФОМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 7МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ФОМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В

ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ФОМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 8Чтение научно-популярных текстов имеет свои особенности:
Целью чтения этих текстов является в основном

выяснение сути понятий, их связей друг с другом. Обобщения, сравнения, выводы, умозаключения – основные логические приемы, используемые в учебных текстах.
Чтение научно-популярных текстов имеет свои особенности:	Целью чтения этих текстов является в основном выяснение сути понятий, их связей

Слайд 9

Образная конкретизация –

способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в

своем воображении целостный образ.




Степень
образной конкретизации и образного обобщения

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения

Образное
обобщение
предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Учителю необходимо знать,
каким образом происходит осмысление текста младшими школьниками, которое происходит тремя путями:
1. Расчленение материала на темы, группировка текста по смыслу.
2. Выделение смысловых опорных пунктов.
3.Замена текста какими-либо наглядными образами – знаком, схематическим рисунком, графической моделью.

Образная конкретизация – способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ.Степень образной конкретизации

Слайд 10Работа с художественным текстом
Приемы, используемые на уроках литературного чтения, призваны

помочь школьнику осмыслить образность словесного искусства, пробудить у них интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений:

Ассоциация
Ключевые слова
Дерево предсказаний
Чтение с остановками
Кластер
Чтение с пометками
Предположение

Работа с художественным текстом 	Приемы, используемые на уроках литературного чтения, призваны помочь школьнику осмыслить образность словесного искусства,

Слайд 11Работа с художественным текстом «Чтение с остановками»
Текст не должен быть знаком

учащимся, он заранее делится на части. Остановок не должно быть много.

Систематика вопросов:
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Интерпретационные (уточняющие) вопросы
Творческие вопросы
Оценочные вопросы
Практические вопросы

Алгоритм работы:
Вызов
Осмысление содержания
Рефлексия

Работа с художественным текстом «Чтение с остановками» 	Текст не должен быть знаком учащимся, он заранее делится на

Слайд 12Работа с художественным текстом «Кластер»
Выделение смысловых единиц текста и их графическое

оформление в определенном порядке. Может стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Разбивка на кластеры:
В середине записывается ключевое слово или предложение.
После этого записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с темой.
По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними (логические цепочки).

Работа с художественным текстом «Кластер» 	Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке. Может

Слайд 13Работа с художественным текстом «Чтение с пометками»
ИНСЕРТ – маркировка текста значками

по мере его чтения

Виды знаков:
«V» – уже знал
«+» - узнал новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы

Этот прием работает на стадии осмысления текста. Обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение.

Работа с художественным текстом «Чтение с пометками» ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения Виды

Слайд 14Приемы работы с научно-популярным текстом
В отличие от художественной литературы в научно-популярных

статьях другой предмет познания - не образы, а понятия, и цель чтения меняется - это усвоение связей и основных признаков понятия, явления, усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи.
Отличаются научно-популярные тексты от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком.

Для определения главного необходимо:
прочитать заглавие статьи, определить ее тему;
прочитать всю статью, определив ее абзацы;
найти внешнее описание предмета, факта;
определить по тексту, какими признаками обладает предмет;
определить, как он связан с окружающим;
установить причины событий (почему это произошло);
определить, какое значение он (оно) имеет для окружающих;
дать свою оценку факту, событию;
решить, зачем автор сообщил нам эти сведения, какие выводы
нужно сделать?

Приемы работы  с научно-популярным текстом	В отличие от художественной литературы в научно-популярных статьях другой предмет познания -

Слайд 15Спасибо за внимание
2016-2017 учебный год

Спасибо за внимание 2016-2017 учебный год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть