Презентация, доклад к вводному уроку по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Содержание

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Урок №1

Слайд 1Девятое января Классная работа

Девятое января Классная работа

Слайд 2

М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
Урок №1

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Урок №1

Слайд 3Роман
«Герой нашего времени» как первый психологический роман.
Замысел, смысл названия

и проблематика романа
Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа

Слайд 4

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких

повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман,

Слайд 5

«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного

человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков

Слайд 6I. Исторические события времён

М. Ю. Лермонтова
I.  Исторические события времён

Слайд 71812 – окончание войны с Наполеоном; 1825 год – восстание декабристов; Начало правления

Николая I.
1812 – окончание войны с Наполеоном;  1825 год – восстание декабристов;  Начало правления Николая I.

Слайд 8Николай I (1825 – 1855)

Николай I (1825 – 1855)

Слайд 9 Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох,

какие довелось пережить России после разрухи смутного времени. В.О.Ключевский
Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие

Слайд 10Апогей самодержавия – наиболее полное проявление абсолютизма (государственный строй), неограниченной власти

монарха во всех сферах общественной и политической жизни.
Апогей самодержавия – наиболее полное проявление абсолютизма (государственный строй), неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и

Слайд 11АПОГЕЙ – 1. Точка орбиты Луны или искусственного спутника Земли, наиболее

удаленная от центра Земли. 2. Высшая точка, предельная степень развития чего-либо; взлёт, расцвет.
АПОГЕЙ –  1. Точка орбиты Луны или искусственного спутника Земли, наиболее удаленная от центра Земли. 2.

Слайд 12Задача правления – укрепление существующего строя. Идеал – армия.

Задача правления – укрепление существующего строя.   Идеал – армия.

Слайд 13Николаевская Россия

30-е—50-е годы XIX века пришлись на царствование

императора Николая I, который всеми силами стремился не допустить возникновения ростков оппозиционности и свободомыслия в обществе.

Широкое распространение получили слежка, доносы и свирепые цензурные гонения.
 
Николаевская Россия   30-е—50-е годы XIX века пришлись на царствование императора Николая I, который всеми силами

Слайд 14Мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа,

трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». !!! Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.
Мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей.

Слайд 15Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в

начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была легкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом).
Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века.

Слайд 16II. История создания

II.  История создания

Слайд 17

Замысел написания романа относится к 1837 г. - героем романа должен

стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

История создания романа

Замысел написания романа относится к 1837 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне

Слайд 18

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе.
Первоначально главы

будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени».
Роман Лермонтов писал в период
1837-1840 гг.

История создания романа

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести,

Слайд 19

Первоначальное название
«Один из героев начала века».
В этой редакции слово

«герой» звучало без иронии и , может быть, прямо намекало на декабристов.
В окончательном варианте
(«Герой нашего времени»)
есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).

История названия романа

Первоначальное название «Один из героев начала века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и ,

Слайд 20III. Смысл названия

III.  Смысл названия

Слайд 21С.И.Ожегов
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Герой

– тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, удивление).
Герой – главное действующее лицо литературного произведения.
Герой – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
С.И.ОжеговГерой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.Герой – тот, кто привлёк к себе

Слайд 22Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни

пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.
Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено.

Слайд 23 Отклики  на  роман  М.Ю.  Лермонтова  «Герой  нашего  времени». 1. С. Бурачек:

Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина». Вопрос: Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
Отклики  на  роман  М.Ю.  Лермонтова   «Герой  нашего  времени».

Слайд 24IV. Сюжет и композиция

IV.  Сюжет и композиция

Слайд 25


Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает

хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.
В центре композиции романа находится Григорий Печорин.

Сюжет и композиция романа

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями

Слайд 26

Роман задуман как психологическое
исследование человеческого характера –
типического характера.
Об

этом сказал сам Лермонтов:
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Жанр романа

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души

Слайд 27


Жанр романа
романтическая новелла
путевой очерк
психологическая новелла
авантюрная новелла
остросюжетная повесть
дневник
«светская» повесть
записки
романтическая новелла

«Герой нашего времени»

- это первый русский реалистический социально-психологический
философский роман в прозе.

Жанр романа

Жанр романаромантическая новеллапутевой очеркпсихологическая новеллаавантюрная новеллаостросюжетная повестьдневник«светская» повестьзапискиромантическая новелла«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический социально-психологическийфилософский

Слайд 28


Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя,

проследить историю его жизни.
Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

Сюжет и композиция романа

Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни.Расположение повестей подчинено

Слайд 29

Сюжет романа строится фрагментарно.
Каждую часть произведения можно вполне считать
самостоятельным

рассказом.
Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман
единым неразрывным литературным произведением.

Сюжет и композиция романа

Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в

Слайд 30 Сюжет (франц. sujet – предмет) –та же совокупность

событий и происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности, т.е. сюжет – распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.

Фабула (лат. fabula – рассказ) – совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.

Сюжет (франц. sujet – предмет) –та же совокупность событий и происшествий, а также мотивов

Слайд 31
«Максим Максимыч»
«Бэла»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
СЮЖЕТ
ФАБУЛА




Ж
у
р
н
а
л

П
е
ч
о
р
и
н
а
Сюжет и композиция романа

«Максим Максимыч»«Бэла»«Тамань»«Княжна Мери»«Фаталист»«Бэла»«Максим Максимыч»«Тамань»«Княжна Мери»«Фаталист»СЮЖЕТФАБУЛАЖурналПечоринаСюжет и композиция романа

Слайд 32«Тамань» – приезд на Кавказ, встреча с контрабандистами
«Княжна Мери» – в

Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной Мери, княгиней Верой и Грушницким
«Фаталист» – рассказ о Вуличе и его смерти
«Бэла» – в крепости, отношения с Бэлой
«Максим Максимыч» - Печорин уезжает с Кавказа, ищет смерти

Сюжет повестей

«Тамань» – приезд на Кавказ, встреча с контрабандистами«Княжна Мери» – в Кисловодске и Пятигорске. Отношения с княжной

Слайд 34

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Петербурга в действующий отряд и останавливается в
Тамани.


«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из
Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск;
после дуэли с Грушницким переведен в крепость
под начальство Максима Максимыча.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели
из крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня-
зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в
Персию, снова оказывается на Кавказе и
встречается с Максимом Максимычем.

Хронология событий

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Слайд 35 выбор наиболее значимых эпизодов;

особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию

событий;

необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности;

выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)

композиция подчинена авторскому замыслу:

всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

Отказ от хронологии обусловлен следующим

выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими

Слайд 36Путешествующий
офицер
Максим Максимыч
Печорин
Человек чести, воин-
ского долга, дисцип-
лины; простодушен,
добр, искренен
Образованный офи-
цер, кое-что

знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.

Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит

КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ

Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить


Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.

Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.

Система рассказчиков

ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПутешествующийофицерМаксим МаксимычПечоринЧеловек чести, воин-ского долга, дисцип-лины; простодушен, добр, искрененОбразованный офи-цер, кое-что знает о Печорине, о его стран-ном

Слайд 37




Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Слайд 38




Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Слайд 39

Что нового узнали на уроке?
РЕФЛЕКСИЯ
Что удивило на уроке?
Чем увлекает это произведение?
Каким

предстал главный герой?
Что нового узнали на уроке?РЕФЛЕКСИЯЧто удивило на уроке?Чем увлекает это произведение?Каким предстал главный герой?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть