Слайд 1Словесные и живописные портреты в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Слайд 2Цель проекта:
Расширить и углубить свои знания о творчестве
И. С. Тургенева;
Определить роль словесных портретов крестьян в композиционной структуре рассказа И. С. Тургенева « Бежин луг»
Слайд 3Федя ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Слайд 4СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА ФЕДИ ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Портрет четырнадцатилетнего
Феди - самый развернутый, хотя в рассказе ведет себя достаточно пассивно – больше слушает, чем говорит. Черты его лица и фигура обрисованы прежде всего за счет характеризующих прилагательных : «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой..."
В подробном описании одежды активны слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: каемка, армячок, узенькие плечики, на голубеньком поясе – гребешок; видимо, это связано с стремлением показать, что Федя живет в достатке и носит свою, соответствующую его росту и фигуре одежду ("...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы... "; "Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские...")
Слайд 5ПАВЛУША ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Слайд 6СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА ПАВЛУШИ ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Портрет Павлуши
начинается с точных определений: «волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»; далее подключаются оценочные характеристики: «…рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее».; « Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»; « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…» «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Метафора «лицо… горело смелой удалью и твердой решимостью» передает семантику огня.Одежда Павла характеризуется противоположным Феде образом: «Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
Слайд 7Илюша ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Слайд 8СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА Илюши ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Главный знаток
поверий – Илюша. Ему на вид было не более двенадцати лет. Выбор поверий соответствует его характеру. При описании внешности Илюши на первый план выдвинут ряд однородных членов, называющих внешние черты лица («... горбоносое, вытянутое, подслеповатое»), а затем следует характеристика , в которой Тургенев отмечает черты чрезвычайной запуганности и моральной подавленности ( «лицо довольно незначительно … выражало какую-то тупую, болезненную заботливость»).
Одежда Илюши указывает на относительный достаток ( «новые лапти и онучи», «опрятная черная свитка»), а также производит впечатление того, что мальчик живет в чужой семье: вместо пояса «толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана», шапка не по его голове, непричесанные волосы («Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши»).
Слайд 9Костя ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Слайд 10СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА Кости ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Внешность Кости
описана не очень подробно. Это мальчик лет десяти с «задумчивым и печальным взором», «маленького роста, сложения тщедушного». Одет довольно бедно. Неказистому лицу противопоставляются необыкновенные глаза. Привлекающая особенность этих глаз передается через ряд эпитетов: « большие, черные, блестевшие глаза». Сравнение «жидким блеском » вносит образ огня и воды одновременно. Кроме того, повествователь передает самое неуловимое и загадочное в выражении этих глаз: «Они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов».
Таким образом, особенности портрета подчеркивают поэтическое и романтическое в образе этого мальчика, отражают устремленность его души к непостижимому в окружающем мире.
Слайд 11ВАНЯ ИЗ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Слайд 12СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА ВАНИ ИЗ РАССКАЗА И. С. ТУРГЕНЕВА «Бежин луг»
Портрет
самого младшего мальчика Вани (ему было 7 лет) подробно не дается, но детали этого портрета дважды появляются в рассказе: сначала – «русая кудрявая головка», затем – « детский голос», «свежее личико», « большие тихие глаза».
С образом Вани в тексте рассказа связана преимущественно статика (лежал на земле, смирнехонько прикорнув под… рогожу; не шевельнулся) и мотив молчания.
Тем сильнее выделяется в тексте единственная развернутая реплика Вани. («Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!») В ней наиболее ярко воплотились поэтичность мировосприятия ребенка ( не случайно только Ванин голос автор называет «детским»), бесконечная любовь к миру.
Именно с этим героем связан прежде всего мотив «неба» и «земли».
Слайд 13Вывод:
Словесные портреты в рассказе «Бежин луг» очень лаконичны.
Почти
в каждом портрете представлена фигура, лицо, возраст и одежда.
Портреты в рассказе «Бежин луг» подчеркивают индивидуальность каждого и отражают соотнесенность с окружающим сложным миром:
Федя «закрыт» для него; Илюша обращен к сфере темных, слепых, суеверий и поверий, низшей мифологии; Костя – к поэтическому непостижимому , но ощущаемому миру; Ваня-к высшей духовной сфере; внутренняя сила Павлуши вызывает восхищение.
Слайд 14Литература
1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977
2. Николина Н.А.
Композиционно-стилистическое своеобразие рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». – Русский язык вшколе.- 1983. - №4.
3. Петрова Т.С. Анализ художественного текста. – М.: Московский лицей, 2004.