Слайд 2 12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола,
в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев.
Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила.
Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.
Слайд 3 В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева,
а потом - долгие годы умолчания.
Слайд 4 Второе "открытие" творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной
литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.
Слайд 5 Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в
1871 году.
Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".
Слайд 6 Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному
указанию в небольшой автобиографии, "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого".
Слайд 7 Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял
и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш.
Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.
Слайд 8 Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста
заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста ("Гостинец"), Сашка ("Ангелочек") и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида...
Слайд 9 Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.
К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились.
Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись".
Слайд 10 Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" (ж.
"Звезда", 1892, № 16).
Слайд 11 Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера
в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда".
И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа"- вспоминал сотрудник "Московского вестника".
Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся "вследствие финансового худосочия", Андреев публикует рождественский очерк "Что видела галка" и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку "Оро".
Л.Андреев. Художник Серов
Слайд 12 Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца,
6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету "Курьер".
Андреев вскоре начинает печатать в "Курьере" фельетоны, которые подписывает "James Lynch" и "Л.- ев" и рассказы.
Слайд 13 Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был
написан "под влиянием Диккенса", которого очень любил, перечитывал "раз десять"; рассказ "Баргамот и Гараська". Он решил судьбу Андреева.: на него обратил внимание Максим Горький.
Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным - образовали тесное литературно-артистическое содружество.
Слайд 14 Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его
в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.
Слайд 15 Уже в сентябре в популярном петербургском "Журнале для всех",
появляется "Петька на даче". Еще раньше в "Нижегородском листке" печатается "Памятник"; завязываются отношения Андреева с журналом "Жизнь"- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.
Слайд 16 Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима
Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования.
Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров.
Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения. Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.
Слайд 17 Сюжеты Андреев почти не выдумывал - он просто умел
их выделить из происходящего вокруг.
Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника ("Молчание"), купец Кошеверов и дьякон Сперанский ("Жили-были"),- все это было "на самом деле".
Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым "маленький человек" о том, "какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного"? Едва ли, например, герою рассказа "У окна", оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: "Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!" Однако именно такого рода "тяжелая, мучительная работа" ("Ангелочек") происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.
Слайд 18 В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с
модернистскими альманахами издательства "Шиповник".
Л.Андреев. Художник И.Репин.
Слайд 19 Повесть "Красный смех" (1904), написанная в разгар русско-японской войны,
оказалась самой заметной из подобных его творческих "неудач"; как и некоторые драматические произведения Андреева ("Жизнь человека", "Царь Голод"), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии. Но в данном случае сходство было только стилевое; "вопли нужды", возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью. Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что "земля сошла с ума": похожая на голову, "с которой содрали кожу", с мозгом, красным "как кровавая каша", она кричит и смеется; "это красный смех".
Слайд 20 В литературных сборниках "Знание" опубликованы: повесть "Жизнь Василия Фивейского"
(кн. 1, 1904); рассказ "Красный смех" (кн. 3, 1905); драмы "К звездам" (кн. 10, 1906) и "Савва" (кн. 11, 1906) рассказ "Иуда Искариот и другие" (кн. 16, 1907).
Слайд 21 Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это
время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине.
Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.
Слайд 22«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок,
не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть".
Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».
Слайд 23 В 1956 г. его останки были перезахоронены в
г.
Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Слайд 24 21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида
Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей.
Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века.
Слайд 25 К сожалению, в экспозиции музея сохранилось мало подлинников. Но
самый красивый экспонат-рояль семьи Андреевых, после многих приключений был возвращен в дом.
Слайд 26Бюст русского писателя Л.Н. Андреева у здания
юридического факультета Орловского
Государственного университета
Слайд 27ТОЛСТОЙ И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ
Фотография В. Ф. Булгакова, 22 апреля 1910 г., Ясная Поляна
Институт русской
литературы АН СССР, Ленинград