Презентация, доклад к уроку Серебряный век русской литературы

Содержание

Серебряный век русской поэзииИ серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл… А. Ахматова

Слайд 1К уроку литературы в 11 классе
Ястрикова Ольга Алексеевна,
заместитель

директора по ВР, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 г. Нарьян-Мара»

Материал данной презентации может обогатить содержание вводного урока по теме «Серебряный век русской литературы»
К уроку литературы в 11 классе Ястрикова Ольга Алексеевна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и

Слайд 2Серебряный век русской поэзии
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…

А. Ахматова

(«Поэма без героя»)




1890 – 1917

Серебряный век русской поэзииИ серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл…

Слайд 3«Серебряный век» -

проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской

культуры конца 19 – начала 20 веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение феномена «серебряный век»
«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры конца 19 – начала 20

Слайд 4Расцвет науки и культуры:
Философия: Н. Бердяев, В. Соловьёв,
П. Флоренский;


наука: И. Павлов, А. Попов;
живопись: И.Репин, М. Врубель, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, группа «Мир искусства» (В. Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Кустодиев); театр: - Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Чехов, В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Качалов;
музыка: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.
Расцвет науки и культуры: Философия: Н. Бердяев, В. Соловьёв, П. Флоренский; наука: И. Павлов, А. Попов; живопись:

Слайд 5Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии рубежа веков (1890

– 1910)

Основные принципы символизма:
- искусство
«постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов),
возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов),
поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта;
- символ (греч. – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта, использование звуковых и ритмических средств поэзии.

Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии рубежа веков (1890 – 1910)Основные принципы символизма: - искусство

Слайд 6Символизм. «Старшие символисты».

Д. Мережковский
(1866 – 1941)
(портрет
И. Репина)
З. Гиппиус
(1869 – 1945)
(портрет

И. Репина)

К. Бальмонт
(1867 – 1943)
(портрет
И. Репина)

В. Брюсов
(1873 – 1924)
(портрет
М. Врубеля)

Символизм. «Старшие символисты».Д. Мережковский(1866 – 1941)(портрет И. Репина)З. Гиппиус(1869 – 1945)(портрет И. Репина)К. Бальмонт(1867 – 1943) (портрет

Слайд 7Младшие символисты («Младосимволисты»)
А. Белый (Б.Н. Бугаев)
1880 – 1934)
Портрет
Петрова-Водкина
А. Блок
(1880 –

1921
Портрет К Сомова

Вяч. Иванов
(1866 – 1949)
Портрет К. Сомова)

Младшие символисты («Младосимволисты»)А. Белый (Б.Н. Бугаев)1880 – 1934)Портрет Петрова-ВодкинаА. Блок(1880 – 1921Портрет К СомоваВяч. Иванов (1866 –

Слайд 8
«Символ – окно

«Символ только
в бесконечность» (Ф. Сологуб) тогда истинный
символ, когда он
неисчерпаем и
беспределен»
(В. Иванов)

СИМВОЛ

Недосказанность,
утаённость смысла

Расчёт на читателя,
(творца, соавтора)






«Символ – окно

Слайд 9Стихотворение В. Иванова «Любовь»
Мы – два грозой зажжённые ствола,
Два пламени полуночного

бора;
Мы – два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!
Мы – два коня, чьи держит удила
Одна рука, - одна язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла!

Мы – двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.
Единых тайн двуглавые уста
Себе самим мы – Сфинкс единый оба,
Мы – две руки единого креста.
Стихотворение В. Иванова «Любовь»Мы – два грозой зажжённые ствола,Два пламени полуночного бора;Мы – два в ночи летящих

Слайд 10Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо)
Модернистское течение, сформировавшееся как реакция

на крайности символизма

Основные принципы

Отказ от мистической туманности,
принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности,
предметность и четкость образов, отточенность деталей

Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо)Модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизмаОсновные принципы Отказ от

Слайд 11Издательство «Скорпион»

Альманах «Северные цветы»

Журналы: «Весы», «Золотое руно»

1910 г. – кризис

символизма, появление новых течений.
Издательство «Скорпион»Альманах «Северные цветы»Журналы: «Весы», «Золотое руно» 1910 г. – кризис символизма, появление новых течений.

Слайд 12Поэты - акмеисты

О. Мандельштам
(1891 – 1938)
Н. Гумилёв
(1886 –1921)
А. Ахматова
(Горенко,
1889

– 1966)

С. Городецкий,
(1884 – 1967)

Поэты - акмеисты О. Мандельштам(1891 – 1938)Н. Гумилёв(1886 –1921)А. Ахматова(Горенко, 1889 – 1966)С. Городецкий, (1884 – 1967)

Слайд 13
Литературное объединение - «Цех поэтов»

Журнал «Аполлон»

Литературное объединение - «Цех поэтов»Журнал «Аполлон»

Слайд 14
Николай Гумилёв «Жираф»
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно

тонки, колени обняв,
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верит не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф…
Николай Гумилёв «Жираф»Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,И руки особенно тонки, колени обняв,Послушай: далеко, далеко, на

Слайд 15Футуризм (лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение 20 века (1910-годы)
Основные принципы:
Бунтарство, анархичность

мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Плакат, лозунг.
Поиски «самовитого» слова

Футуризм (лат. futurum – будущее)Авангардистское течение 20 века (1910-годы)Основные принципы:Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.Отрицание культурных

Слайд 16Кубофутуристы

В. Маяковский
(1893 – 1930)
В. Каменский,
(1884 – 1961, ПОРТРЕТ
Д. Бурлюка)
Д. Бурлюк,
(1882 –

1967)
КубофутуристыВ. Маяковский(1893 – 1930)В. Каменский,(1884 – 1961, ПОРТРЕТД. Бурлюка)Д. Бурлюк,(1882 – 1967)

Слайд 17В. Хлебников
Мы желаем звездам тыкать,
Мы устали звёздам выкать,
Мы узнали сладость рыкать.

Заклятие смехом.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

В. ХлебниковМы желаем звездам тыкать,Мы устали звёздам выкать,Мы узнали сладость рыкать.

Слайд 18Эгофутурист (лат. еgo – я)
Игорь Северянин
(И. Лотарёв)
1887 – 1941)

«Король поэтов»

Эгофутурист (лат. еgo – я)Игорь Северянин (И. Лотарёв)1887 – 1941)«Король поэтов»

Слайд 19Новокрестьянские поэты

С. Есенин
(1895 – 1925)
Н. Клюев
(1884 – 1937)
Я последний

поэт

деревни…
Новокрестьянские поэтыС. Есенин (1895 – 1925)Н. Клюев (1884 – 1937)Я последнийпоэт деревни…

Слайд 20Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам
И. Бунин
(1870 – 1953)
М. Цветаева


(1892 – 1941)
Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкамИ. Бунин(1870 – 1953)М. Цветаева (1892 – 1941)

Слайд 21Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет

и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин… В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилёв, Мандельштам, Клюев…

Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева…
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу

Слайд 22ПОЭТЫ А. Блок За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там

жили поэты,- и каждый встречал Другого надменной улыбкой. Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом; Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам. Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и прямо. Под утро их рвало. Потом, запершись, Работали тупо и рьяно. Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело. И золотом каждой прохожей косы Пленялись со знанием дела. Разнежась, мечтали о веке златом, Ругали издателей дружно. И плакали горько над малым цветком, Над маленькой тучкой жемчужной...
ПОЭТЫ А. Блок  За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,-

Слайд 23Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть,- хуже Твоих ежедневных

бессильных потуг, Твоей обывательской лужи? Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это!.. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта - всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала,- Я верю: то бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!  
 
 
Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть,- хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской

Слайд 24Интернет ресурсы
Портрет Д. Мережковскогоhttp://www.liveinternet.ru/users/3874862/post183070601/
Портрет З. Гиппиус http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=122505
Портрет К. Бальмонта http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=294


Портрет В.Брюсова http://irkutsk.ucoz.com/forum/60-370-1
Портрет А.Блока.1907. http://marinni.dreamwidth.org/112593.html
Портрет А. Белого http://biography.sgu.ru/art1.php?art=37086
Портрет Вяч. Иванова http://literatura5.narod.ru/hlebnikof_zverinec.html
Портрет О. Мандельштама http://www.cultnews.ru/news613.html
Портрет А. Ахматовой http://Портрет А. Ахматовой http://форум.ооои-брс.рф/Портрет А. Ахматовой http://форум.ооои-брс.рф/index.php/topic/8206-Портрет А. Ахматовой http://форум.ооои-брс.рф/index.php/topic/8206-натан-исаевич-альтман-–-советский-театральный/
Портрет Н. Гумилёва http://luiza7.livejournal.com/155485.html
Портрет С. Городецкого http://clubs.ya.ru/4611686018427462342/replies.xml?item_no=1479
Портрет Маяковского http://www.diary.ru/~pritchi/?tag=241006
Портрет В. Каменского http://www.lebedin.net/articles.php?article_id=22
Портрет Д. Бурлюка http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/big/314-2.htm
Портрет И. Северянина http://www.liveinternet.ru/users/687172/post160214169/
Портрет С. Есенина http://stihihit.ru/viewtopic.php?id=364
Портрет Н. Клюева http://www.booksite.ru/klyuev/5-1/galery.html
Портрет И. Бунина http://allerleiten.livejournal.com/536111.html
Портрет М. Цветаевой http://samlib.ru/img/g/gwelesiani_n/samuray/index.shtml















Интернет ресурсыПортрет Д. Мережковскогоhttp://www.liveinternet.ru/users/3874862/post183070601/Портрет З. Гиппиус http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=122505 Портрет К. Бальмонта http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=294 Портрет В.Брюсова http://irkutsk.ucoz.com/forum/60-370-1Портрет А.Блока.1907. http://marinni.dreamwidth.org/112593.htmlПортрет А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть