Слайд 3Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, — и радостный
и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Слайд 4Стихотворение написано в 1912 году, включено автором в книгу «Камень», (Санкт-Петербург,
1913).
Слайд 5 Notre Dame
(Notre-Dame de Paris) –
собор Парижской Богоматери
1163 -
1345
Слайд 6«…тексты бывают простые и сложные…
…простые и сложные тексты требуют разных методов
чтения и понимания: для простых – анализ, для сложных – интерпретация.
Понять текст, пересказать текст – это значит сделать реконструкцию: какая ситуация описывается в этих словах или в какой ситуации могут быть произнесены эти слова? То есть речь идет о понимании только на уровне здравого смысла.
Стихотворение Notre Dame «простое»…»
М. Л. Гаспаров
Слайд 7
Где римский судия судил чужой народ —
До недавнего времени считалось, что
именно на острове на реке Сене (Секване) находился во времена римской империи город Лютеция. Обитало в городе племя паризиев (отсюда позже произойдет название Париж).
Слайд 8Стоит базилика,
Греч. Βασιλική – дом базилевса,«царский дом»;
тип строения прямоугольной формы, состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы.
Слайд 9— и радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Адам - ивр.
«человек», однокоренное со словом «адома» (земля) - первый человек, сотворенный Богом.
Нервюра (от лат. «nervus» - жила, сухожилие) – выступающее ребро готического крестового свода либо каменная арка, укрепляющая такие ребра. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.
Слайд 10Играет мышцами крестовый легкий свод.
Крестовый свод – архитектурный термин, «перекрытие прямоугольной
ячейки, состоящее из четырех распалубок и передающее нагрузку на угловые опоры» (словарь архитектурных терминов)
Слайд 11
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса
грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Слайд 12Аркбутаны – наружные подпружные арки
Слайд 13Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С
тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Слайд 14Лабиринт
др.греч. λαβύρινθος –
в Древнем Египте
и Древней Греции сооружение, состоящее из множества запутанных коридоров и залов. Ассоциируется с тайной, неизвестностью, сложностью («найти выход из лабиринта» - решить сложную задачу)
Слайд 15Отвес –
грузик в форме опрокинутого конуса на тонкой
нитке; используется строителями для оценки правильного вертикального положения (стен, столбов).
Слайд 17Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, —
Тем чаще
думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Слайд 19«Искусство знает только квадрат, только круг. Искусство есть состояние равновесия прежде
всего. Искусство есть прочность.
…в несчастных этих зверенышах любит не то, что искалечено в них, а то, что осталось от Адама, ликующего в раю своем.
…символизм не есть состояние равновесия…
…акмеисты … берут в искусство те мгновения, которые могут быть вечными».
С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913)
Слайд 20Таким образом, все стихотворение оказывается не столько о соборе Парижской Богоматери,
сколько о представлении Осипа Мандельштама об искусстве как о преображении «недоброй тяжести» (неодушевленной материи) в красоту. Художник (строитель) у Мандельштама становится подобен Творцу, ибо создает живое и прекрасное из неживого и чудовищного.
Слайд 21При создании презентации использованы следующие источники:
М. Л. Гаспаров. Две готики и
два Египта в поэзии О. Мандельштама.
С.Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии.
Словарь архитектурных терминов.
Материалы из Википедии (о соборе Парижской Богоматери)
Фотографии из интернета