Презентация, доклад к уроку по творчеству Осипа Мандельштама (11 класс)

Содержание

Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, — и радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса

Слайд 1Осип Мандельштам
NOTRE DAME

Осип МандельштамNOTRE DAME

Слайд 3Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, — и радостный

и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
 
Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
 
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
 
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, — Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.

Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, — и радостный и первый, Как некогда Адам,

Слайд 4Стихотворение написано в 1912 году, включено автором в книгу «Камень», (Санкт-Петербург,

1913).

Стихотворение написано в 1912 году, включено автором в книгу «Камень», (Санкт-Петербург, 1913).

Слайд 5 Notre Dame
(Notre-Dame de Paris) –
собор Парижской Богоматери
1163 -

1345

Notre Dame (Notre-Dame de Paris) – собор Парижской Богоматери1163 - 1345

Слайд 6«…тексты бывают простые и сложные…
…простые и сложные тексты требуют разных методов

чтения и понимания: для простых – анализ, для сложных – интерпретация.
Понять текст, пересказать текст – это значит сделать реконструкцию: какая ситуация описывается в этих словах или в какой ситуации могут быть произнесены эти слова? То есть речь идет о понимании только на уровне здравого смысла. 
Стихотворение Notre Dame «простое»…»
М. Л. Гаспаров
«…тексты бывают простые и сложные……простые и сложные тексты требуют разных методов чтения и понимания: для простых –

Слайд 7 Где римский судия судил чужой народ —
До недавнего времени считалось, что

именно на острове на реке Сене (Секване) находился во времена римской империи город Лютеция. Обитало в городе племя паризиев (отсюда позже произойдет название Париж).
Где римский судия судил чужой народ — До недавнего времени считалось, что именно на

Слайд 8Стоит базилика,
Греч. Βασιλική – дом базилевса,«царский дом»;

тип строения прямоугольной формы, состоит из нечетного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы.

Стоит базилика,   Греч. Βασιλική – дом базилевса,«царский дом»;   тип строения прямоугольной формы, состоит

Слайд 9— и радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы,
Адам - ивр.

«человек», однокоренное со словом «адома» (земля) - первый человек, сотворенный Богом.

Нервюра (от лат. «nervus» - жила, сухожилие) – выступающее ребро готического крестового свода либо каменная арка, укрепляющая такие ребра. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.
— и радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Адам - ивр. «человек», однокоренное со словом

Слайд 10Играет мышцами крестовый легкий свод.
Крестовый свод – архитектурный термин, «перекрытие прямоугольной

ячейки, состоящее из четырех распалубок и передающее нагрузку на угловые опоры» (словарь архитектурных терминов)

Играет мышцами крестовый легкий свод. Крестовый свод – архитектурный термин, «перекрытие прямоугольной ячейки, состоящее из четырех распалубок

Слайд 11

Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса

грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

Слайд 12Аркбутаны – наружные подпружные арки

Аркбутаны – наружные подпружные арки

Слайд 13Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С

тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом —

Слайд 14Лабиринт др.греч. λαβύρινθος –
в Древнем Египте

и Древней Греции сооружение, состоящее из множества запутанных коридоров и залов. Ассоциируется с тайной, неизвестностью, сложностью («найти выход из лабиринта» - решить сложную задачу)

Лабиринт   др.греч. λαβύρινθος –   в Древнем Египте и Древней Греции сооружение, состоящее из

Слайд 15Отвес –
грузик в форме опрокинутого конуса на тонкой

нитке; используется строителями для оценки правильного вертикального положения (стен, столбов).
Отвес –  грузик в форме опрокинутого конуса на тонкой нитке; используется строителями для оценки правильного вертикального

Слайд 16Интерьеры Notre Dame

Интерьеры Notre Dame

Слайд 17Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, — Тем чаще

думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, — Тем чаще думал я: из тяжести

Слайд 19«Искусство знает только квадрат, только круг. Искусство есть состояние равновесия прежде

всего. Искусство есть прочность.
…в несчастных этих зверенышах любит не то, что искалечено в них, а то, что осталось от Адама, ликующего в раю своем.
…символизм не есть состояние равновесия…
…акмеисты … берут в искусство те мгновения, которые могут быть вечными».
С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913)
«Искусство знает только квадрат, только круг. Искусство есть состояние равновесия прежде всего. Искусство есть прочность.…в несчастных этих

Слайд 20Таким образом, все стихотворение оказывается не столько о соборе Парижской Богоматери,

сколько о представлении Осипа Мандельштама об искусстве как о преображении «недоброй тяжести» (неодушевленной материи) в красоту. Художник (строитель) у Мандельштама становится подобен Творцу, ибо создает живое и прекрасное из неживого и чудовищного.

Таким образом, все стихотворение оказывается не столько о соборе Парижской Богоматери, сколько о представлении Осипа Мандельштама об

Слайд 21При создании презентации использованы следующие источники:
М. Л. Гаспаров. Две готики и

два Египта в поэзии О. Мандельштама.
С.Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии.
Словарь архитектурных терминов.
Материалы из Википедии (о соборе Парижской Богоматери)
Фотографии из интернета
При создании презентации использованы следующие источники:М. Л. Гаспаров. Две готики и два Египта в поэзии О. Мандельштама.С.Городецкий.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть