Слайд 1Урок по рассказу Е. Габовой
«Не пускайте рыжую на озеро»
Цели
урока: познакомиться с творчеством современной писательницы, её рассказом;
проанализировать рассказ, который представляет художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростков и юношества.
Слайд 2Биография писательницы Елены Габовой
Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году
в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктыкваре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.
Слайд 3
Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её
творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки.
Слайд 4Тематика её рассказов
Первая любовь, несправедливость взрослых и одноклассников, зло и добро
– со всем этим сталкиваются герои её рассказов. И в то же время мир её произведений возвышенно романтичен, наполнен стремлением к доброму и прекрасному. Об этом и рассказ «Не пускайте рыжую на озеро».
Слайд 5Работа с текстом
Что мы узнаём о семье девочки, о её внешности?
Как
относятся одноклассники к главной героине рассказа?
Что помогало героине выстоять?
А как относится к героине рассказчик?
Как вы думаете, ребята, на самом ли деле класс дружен? Может зло сплотить, сдружить?
Слайд 6
Для вас очевидно, кто в описанном классе заводилы? На кого равняются
другие? А как вы думаете, надо ли идти на поводу у других или всё же нужно быть самим собой, на всё иметь своё мнение?..
Поговорим об отношении автора к происходящему.
«В десятый рыжая не пошла…» Почему?
Габова заключает: одноклассник не захотел встретиться с бывшей одноклассницей, оперной певицей, «восходящей звездой» с глазу на глаз. Почему?
Даёт ли Габова готовые рецепты поведения в коллективе?
Слайд 7 Выводы по рассказу:
Писательница не даёт готовые рецепты поведения
в коллективе, но зато показывает, что добрый, целеустремлённый, порядочный человек преодолевает все трудности, невзгоды и обиды, находит своё достойное место в жизни.
Назидания тут нет. А сама история, которую поведала Габова, учит многому…
Несмотря на все жизненные обстоятельства, Света предстаёт перед одноклассниками добрым, талантливым человеком. Не обращая внимания на причиняемую ей боль, она, вопреки обстоятельствам, идёт к своей главной цели.
Надо быть не только самим собой, но и, если слабого обижают, защитить его.
Человеком надо быть всегда