Презентация, доклад к уроку по повести Сокровенный человек А.П. Платонова.

Содержание

Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.

Слайд 1Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Презентацию подготовила Фролова

Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково.
С. Узюково, 2016 год
Урок по повести А.Платонова

Слайд 2Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.

Повесть «Сокровенный человек» написана в 1926 году.

Слайд 3 Какую характеристику даёт себе сам герой?
“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
Я –

природный дурак”,
“Я – человек облегчённого типа”.
Какую характеристику даёт себе сам герой?“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я –

Слайд 4Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и

миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище.
Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания.   Писатель любил слово

Слайд 5Каково значение слова “сокровенный”?
Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый

в глубине души, заветный.
В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Каково значение слова “сокровенный”?Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. В словаре

Слайд 6Что стоит за понятием сокровенного в человеке?
Святое, хранимое в глубине души,

то, что определяет сущность человека, истину.
Как автору удаётся раскрыть тайное, овеянное тайной в человеке?
Через портрет героя, отношение к другим людям.
Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Что стоит за понятием сокровенного в человеке?Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.

Слайд 7Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?
Через отношение героя к

труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”
В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова? Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие

Слайд 8Сущность героя раскрывается через отношение к революции.

В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.

После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.

Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.
Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Сущность героя раскрывается через отношение к революции.     В рассказе мы читаем: “Он ревниво

Слайд 9наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как

автор показывает эту неразрывную связь?

“Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
“Близ машины он всегда был добродушен…”
“Писал рапорты о болезнях машины…”
“Переделал двигатель по своему пониманию…”

наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине.  Как автор показывает эту неразрывную связь?“Ему

Слайд 10Можем ли мы назвать героя дураком?
Вряд ли такого человека мы

можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.
По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?
Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
Можем ли мы назвать героя дураком? Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения

Слайд 11Машина для Платонова - особая субстанция.
“Людей много, машин мало; люди

живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.
Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят,

Слайд 12Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?
Мир природы, пространство,

движение.
“Пухов всегда удивлялся пространству…”
“Чувствовал землю…
“Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?

Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?Мир природы, пространство, движение. “Пухов всегда удивлялся пространству…”“Чувствовал землю…“Неиспытанное

Слайд 13Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного

человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.
Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается

Слайд 15Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался

за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.
Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.
Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”.

Слайд 16Каким мы видим героя в конце пути?
Пухов прошел испытания, не

сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.

Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
Каким мы видим героя в конце пути? Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал,

Слайд 17Проблемы, поднимаемые автором повести «Сокровенный человек»
Проблема поиска правды.
Проблема поиска знаний.
Проблема отношения

к труду.
Проблема исторической памяти.
Проблема жестокости войны.

Проблемы, поднимаемые автором повести «Сокровенный человек»Проблема поиска правды.Проблема поиска знаний.Проблема отношения к труду.Проблема исторической памяти.Проблема жестокости войны.

Слайд 18
Проблема таланта.
Проблема нравственного выбора.
Проблема одиночества.
Проблема крайней нищеты, голода.
Проблема жизни и смерти.


Проблема таланта.Проблема нравственного выбора.Проблема одиночества.Проблема крайней нищеты, голода.Проблема жизни и смерти.

Слайд 19
Человек и революция.
Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком

и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, гармонии в душе человека).
Место и роль человека во вселенной.
Мотив смерти и всеобщего сиротства.
Проблема счастья.
Проблема совести.


Человек и революция. Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком и природой, человеком и обществом, человеком

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть