Слайд 1Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Карта путешествия
Слайд 3
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим
«любимым детищем». «Я задумал, - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Слайд 4 Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в
течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 5Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В
каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении.
Слайд 6Сюжет поэмы начинается со спора семи мужиков и их договором пойти
по Руси для встречи с предполагаемыми счастливыми людьми.
Слайд 7Интересно географическое пространство поэмы. Странники путешествуют по всей Руси, но исследователи
отмечают, что в произведении изображены Ярославская и Костромская области - это срединная Русь, места хорошо знакомые поэту. Но Некрасов убрал знакомые всем названия городов Ярославля, Костромы или Владимира, Казани (как в черновиках), чтобы «не сузить действия, не локализовать места, не уменьшать масштаба всероссийского изображения». В комментарии к поэме критик Розанова говорит о том, что семь мужиков сошлись и заспорили, по-видимому, на Московско-Архангельской дороге, т.к. поэт называет действительно существовавшие в те времена деревни Иваньково, Великое, Наготино, Клин.
Слайд 8Маршрут пути героев поэмы Некрасова
Перекрёсток семи дорог
Село Кузьминское
Деревня Босово
ДеревняДымоглотова
Деревня Столбняк
Деревня Петровка
Деревня Большие Вахлаки
Село Клин
Клин
Нагорье
Петровское
Семибратово
Бурмакино
Ногино
Иваньково
Перекрёсток семи дорог
Карта путешествия семерых странников
КАРТА ПУТИ В 21 ВЕКЕ
Слайд 10Конечно, поэтика географических названий имеет в эпопее Некрасова социальный смысл. Но
при всей своей публицистической заостренности названия эти созданы по типу реально существовавших. Так, в Ярославской губернии можно было встретить деревни Горелово, Погорелово, Пожарово, Гари, Горелки, Голодухино. В справочнике Нижегородской губернии указаны и описаны деревни Заплатино, Дырино, Несытово. «По-видимому, как раз обилие деревень с такими названиями, особенно плотно сосредоточенных на Волге, и подсказало Некрасову путь социальной символической характеристики по реформенной Руси».
Слайд 11Действие «Крестьянки» развертывается в костромских местах: в связи с массовым уходом
мужчин на отхожие промыслы женщины там занимали в хозяйстве ведущее место, отличались смелостью и инициативностью. Родные места Савелия, богатыря святорусского, первоначально носили название Ветлужины. Заменив Ветлугу Корегой, Некрасов связал место действия главы с северной, наиболее глухой и лесистой частью Костромской губернии. Рассказывая о том, что случилось после бунта, Савелий упоминает острог в Буй-городе. Буй — уездный город Костромской губернии. В черновых рукописях вместо Буя был назван Данилов —уездный город Ярославской губернии, расположенный недалеко от Грешнева. Поскольку сюжетная ситуация «Крестьянки» связана с Костромой, в окончательной редакции Ярославский Данилов уступил место костромскому Бую. В главе «Губернаторша» упоминается памятник Ивану Сусанину. В 1851 г. он был поставлен в Костроме.
Слайд 12По существу своему «любой из населенных пунктов, изображенных в поэме, собирателен»,
но «определенные географические координаты заставляли читателя верить в действительность описанного... Большая часть названий выбрана Некрасовым из действительно существовавших. Предпочтение отдано тем, которые могли встретиться в любой местности, т.е. фактически являлись общерусскими. Сочетание вымышленного и реального начал в названиях деревень сделано Некрасовым в духе свойственной всей поэме «перебивки» этих планов. Правдоискателей интересует Русь, начинающаяся возле их деревень, на ближайшей дороге — о сказочной стране они не думают, — интересуют воля и счастье конкретных людей, их современников»''.
Слайд 14Изучив названия населённых пунктов, пройдя маршрутом мужиков можно сделать вывод, что,
во-первых, названия деревень отражают тяжёлую жизнь крестьян, во-вторых, можно восстановить маршрут героев по карте нашего времени, в-третьих, географические координаты некоторых населенных пунктов в поэме действительно существовали.