Слайд 1Природа и человек в рассказе В. Астафьева
«Васюткино озеро»
Природу побеждают, только
повинуясь ее законам.
Бэкон
Слайд 2Цель Задачи
Победил ли Васютка природу?
Выяснить, опасна
ли тайга? С какими трудностями встретился мальчик?
Что помогло Васютке выжить в тайге?
Можно ли считать, что Васютка победил природу?
Слайд 31 группа. Топографы
Составьте карту путешествия Васютки, покажите стрелками его путь (
избушка, кедр, блуждания по лесу, место 1-й ночёвки, хождения по лесу, место 2-й ночёвки, место 3-й ночёвки, выход к Енисею, возвращение домой)
Слайд 42 группа. Историки
Составьте хронологию событий (план рассказа).
1. Васютка с родителями на
ловле рыбы.
2. Поход за шишками.
3. Погоня за глухарём.
4. Заблудился!
5. Первая ночёвка в лесу у пихты.
6. Блуждание по лесу.
7. У озера. Вторая ночёвка.
8. Путь по берегу реки.
9. Третья ночёвка.
10. Енисей. Спасение.
11. Васюткино озеро.
Слайд 53 группа. Скауты
Знает ли Васютка, как вести себя в тайге? Найдите
и перечислите те необходимые знания, которые помогли мальчику выжить.
Слайд 6Знания, необходимые для выживания
Он вспоминает всё, что знает: обрадовался, что мать
заставила его взять спички и хлеб, но соль он забыл; умеет разводить костёр; умеет потрошить и готовить птицу; остатки еды повесил на сук, чтобы не добрался кто-нибудь из зверей, но ружьё положил рядом; спал на месте костра, где долго сохраняется тепло; знает, что лиственные деревья и трава растут у воды; различает озёрную и речную рыбу.
Слайд 74 группа. Очевидцы
Расскажите (от 3 лица) о том, что происходило с
родителями Васютки и рыболовной бригадой, когда он пропал.
Слайд 85 группа. Литераторы
Определите в описаниях природы выразительные средства языка. С какой
целью они используются?
Слайд 9Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия (сравнение).
Лишь кое-где виднелись хилые (эпитет) березки с редкими желтыми листьями.
Опытный охотник — паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в нее сытая, крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной (эпитет) мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! (развёрнутая метафора)
Слайд 10Густая, как смоль (сравнение), темень начала редеть, прятаться в глубь леса.
Все
замерло (олицетворение) в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть, робкий (эпитет) свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых (эпитет) елей и корявых (эпитет) лиственниц…
Перед глазами Васютки небольшое унылое (эпитет) озеро.
Тайга не откликалась. (олицетворение)
Слайд 11Роль языковых средств
Эти выразительные средства – сравнения, эпитеты, олицетворения и
метафора – помогают понять состояние мальчика: ему страшно и жутко, он одинок, помощи ждать неоткуда. Всё вокруг пугает его.
Нет слов , которые бы передавали красоту природы, потому что Васютка не обращает на неё внимания. Его цель – выжить в этих условиях.
Слайд 126 группа. Мудрецы
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? Чем это озеро важно
для людей?
Что хотел сказать своим рассказом В.Астафьев? Запишите основную мысль произведения.
Слайд 13
Как вы понимаете слово «хлипкий»?
Это озеро названо в честь Васютки,
который его нашёл и тем самым помог отцу и его бригаде.
А еще это символ его мужества, ведь он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь. «Тайга […] хлипких не любит». Васютка не такой.
Поэтому природа не подвела мальчика, она дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям.
Слайд 14Цель Задачи
Победил ли Васютка природу?
Выяснить, опасна
ли тайга? С какими трудностями встретился мальчик?
Что помогло Васютке выжить в тайге?
Можно ли считать, что Васютка победил природу?
Слайд 15Вывод
Васютка смог выжить в тайге, благодаря мужеству и знаниям. Он
не испугался трудностей и преодолел все преграды, встретившиеся ему на пути, поэтому выжил.
Слайд 16Как я чувствовал себя на уроке
Понравилось на уроке
На уроке было скучно
Слайд 17Домашнее задание
Составьте памятку для тех, кто идёт в лес.