Слайд 2Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Какие картины возникают в
вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему?
Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Слайд 3Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена
уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка";
иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").
Слайд 4Тема стихотворения.
По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской,
философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Слайд 5Тема стихотворения.
К темам лирических стихотворений можно отнести следующие:
любовь,
дружба,
природа,
жизнь и смерть,
поэзия и ее роль в жизни человека,
судьба поколения,
родина, народ,
лирический герой и толпа,
Слайд 6а также более локальные темы :
прошлое, будущее,
странствие,
разлука, встреча,
прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д.
Слайд 7Жанр стихотворения:
элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и
другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Слайд 8Жанр:
эпиграмма (сатирический портрет),
эпитафия (посмертное),
элегия (грустное стихотворение, чаще всего о
любви),
ода,
поэма,
баллада,
роман в стихах,
песня,
сонет
Слайд 9Композиция
Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к
финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Слайд 10Средства художественной выразительности
тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т.
д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Слайд 11Звукопись
(аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную
выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
Слайд 12Ритм, размер, рифма
формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского
замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.
Слайд 13Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_
_' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Слайд 14 Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Слайд 15Лексика,
отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже
может стать предметом размышлений.
Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Слайд 16Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении?
Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)?
Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире?
Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
Слайд 17Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 19Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 20 Стихотворение "Сожженное письмо" относится к одному из лучших примеров
любовной лирики.
Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над "Евгением Онегиным". А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении "Сожженное письмо".
Слайд 21 в стихотворении "Сожженное письмо" автор обращается к теме любви.
Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.
Слайд 23Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 24
Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо
дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: "Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела...".
Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается "предать огню" все, что было ему дорого, сжечь "все радости свои". Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но "Час настал, гори письмо любви".
Слайд 25 Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с
самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: "...прощай: она велела". И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
Слайд 26 В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму,
как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к "пеплу милому". Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться "век со мной на горестной груди". Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.
Слайд 28Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 29 Сюжет стихотворения прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы
он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.
Слайд 30 В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая
и третья части занимают по 4 стиха.
Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель;
третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".
Слайд 32Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 33
Чувства автора выражены при помощи восклицаний, придающих
картине сожжения письма моментальность.
Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Слайд 34 Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты:
"жадное пламя", "милый пепел", " бедная отрада", "унылая судьба", "горестная грудь".
Пепел Пушкин называет "милым", а также "бедной отрадой", так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей "унылой судьбе".
Слайд 36Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 37В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная),
в последнем трехстишии
две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях (рифма парная),
последняя строка не имеет рифмы.
Слайд 39Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 40 В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает
в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к "письму любви".
Слайд 42Стихотворение "Сожженное письмо"
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я,
как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Тёмные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
1825.
Слайд 43 Стихотворение "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной
лирики.