Слайд 1
Моя лирика жива одной большой любовью,любовью к Родине(С.А.Есенин.)
Презентацию выполнила: учитель русского
языка
и литературы Беклемышева Т. Е.
Слайд 2Проблемный вопрос
- А что называем мы своей «малой родиной»?
- Можно ли
соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?
Слайд 3«Я покинул родимый дом…».
1914 год – начало первой мировой войны.
Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
Слайд 4Анализ стихотворения
- Каким настроением окрашено стихотворение?
- Что мы представляем, когда читаем
эти строки?
- Какой образ в конце стихотворения?
Слайд 5-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря
этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
- Почему поэт пишет, что он «оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
Слайд 6-Найдите метафору?
-Почему вода названа тихая?
-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца,
почему?
- Использует ли поэт звукопись?
Слайд 7-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
-Как вы
понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
Слайд 8«Низкий дом с голубыми ставнями…»
- Каким годом датировано это стихотворение?
-Сколько лет
прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
Слайд 10Какое из стихотворений более яркое, праздничное? Почему?
В каких строчках эмоциональное состояние
одинаково?
Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
-Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
- Какую композиционную особенность вы заметили?
Слайд 11Проблемный вопрос
- Можно ли соотнести есенинские строки с нашей «малой родиной»?
-Какие?
-Почему?
Слайд 12Итог урока
-Ребята, понравился ли вам урок ?
- Можно ли утверждать, что
тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Слайд 13Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.Чувство родины -
основное в моем творчестве. С.А.Есенин
Слайд 14Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений
Слайд 15 Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле
василёк хрустально - синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Слайд 16 Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как
во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа.
Слайд 17Ресурсы
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 уч.г.
Поурочные планы по учебнику литературы
под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.