Презентация, доклад к уроку по литературе И.С. Тургенев. Бежин Луг

Содержание

И.С. Тургенев «Бежин луг». Рассказ о мальчиках и рассказы мальчиков

Слайд 1Презентация к уроку по повести И.С. Тургенева «Бежин луг»
Автор Дубовик


Ирина Васильевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ № 12 г. Иркутска
Презентация к уроку по повести И.С. Тургенева «Бежин луг» Автор Дубовик Ирина Васильевна,учитель русского языка илитературы МБОУ

Слайд 2 И.С. Тургенев «Бежин луг». Рассказ о мальчиках и рассказы мальчиков


И.С. Тургенев «Бежин луг». Рассказ о мальчиках  и рассказы мальчиков

Слайд 3Домашнее задание
Стр. 190 - вопрос 1
Стр. 191 из раздела «Совершенствуем

свою речь» – вопросы 1, 2.
По желанию – иллюстрация к одному из пейзажей.

Домашнее задание Стр. 190 - вопрос 1Стр. 191 из раздела «Совершенствуем свою речь» – вопросы 1, 2.

Слайд 4А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

Это произведение о

жизни крестьянских мальчиков
Этот рассказ был написан во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.
А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?  Это произведение о жизни крестьянских мальчиков  Этот рассказ был

Слайд 5 * Главными героями рассказа являются мальчики, но сразу

ли с ними встречается герой-рассказчик?
* Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями?
* С чего начинается рассказ?
* Главными героями рассказа являются мальчики, но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик?

Слайд 6«Прекрасный июльский день»
Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».

Какие чувства вызывает у него июльский день?

Он им любуется: заря «разливается  кротким 
румянцем», солнце «светлое, приветное,  лучезарное— мирно всплывает», «весело» и «величаво».

«Прекрасный июльский день»   Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».  Какие чувства вызывает у него июльский

Слайд 7«Что за притча ?»
И вот он заблудился. Какие чувства

он испытывает?

Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно». 


«Что за притча ?»  И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?   Ему не

Слайд 8 И.С. Тургенев использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился.

Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир , мир, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

И.С. Тургенев использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый

Слайд 9 И вот он увидел два огонька. Настроение

изменилось: он обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».
Он наконец узнал, что зашел на Бежин  луг , увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа

И вот он увидел два огонька. Настроение изменилось: он обрадовался. Появились наконец люди

Слайд 10 Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно

описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?

Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков

Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли

Слайд 11 Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает,

для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».
Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. 

Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей

Слайд 12 Обратите внимание на экран, здесь изображены  портреты мальчиков,

сопоставьте эти   портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому  из мальчиков они принадлежат.
Обратите внимание на экран, здесь изображены  портреты мальчиков, сопоставьте эти   портреты и описание внешности,

Слайд 14Узнай героя
Федя

Узнай героя   Федя

Слайд 15Павлуша

Павлуша

Слайд 16Илюша

Илюша

Слайд 17Костя

Костя

Слайд 18Ваня

Ваня

Слайд 19«Мальчики и их истории» Безусловно , характеристики детей были бы неполными, если

бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.

Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветил кусочек необъятной тьмы вокруг и дал возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся.
Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

«Мальчики и их истории» Безусловно , характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали ,о

Слайд 20 Кто из мальчиков больше всего историй

рассказывает и про кого?

  Что общего в историях Илюши?

А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?


Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?   

Слайд 21 Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на

могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста. Он и про лешего говорил, и про водяного.
Все его истории про страшное.
Он верит больше, чем все остальные. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями. Он знал все поверья.

Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу

Слайд 22 А какие истории рассказывает
Костя?
 Это такие же истории, какие
рассказывал Илюша?

Или чем-то
отличаются? Как они характеризуют
Костю? Сопоставьте с портретом.


Костя рассказывает про плотника
Гаврилу и русалку, про Феклисту и
ее сына. Рассказчик  заметил у мальчика задумчивый и печальный взор.
Он мечтательный, его истории — сказочные. У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.

А какие истории рассказывает Костя? Это такие же истории, какиерассказывал Илюша? Или чем-тоотличаются? Как они характеризуют Костю?

Слайд 23А Павлуша про что рассказывает?
Какие это истории?



У него смешные истории. Про жбан. Про то, как его звал водяной. Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.
Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

А Павлуша про что рассказывает?Какие это истории?

Слайд 24 Сравните речь

Павлуши и Илюши

Илюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.
Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Сравните речь Павлуши и Илюши

Слайд 25  Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок

и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.
Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?

    Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют

Слайд 26 Кто же из ребят претендует на главную

роль? Почему?
А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему?

Павлуша в критических ситуациях смелее себя ведет. Когда все испугались и собаки залаяли, он один бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.
Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.
Он не побоялся после страшных историй пойти за водой.

Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему?   А на

Слайд 27 «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе

«Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».  (Н.И. Якушин)
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый

Слайд 28 Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите

примерами из текста.

Они ему  интересны, любопытны, он пытается их понять. Больше других ему приглянулся Павлуша. Он сам говорит, что Павлуша ему нравится. « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.

Слайд 29 Как заканчивает рассказчик рассказ?

И заканчивает он опять

описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело.
Но завершает повествование все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.
Как заканчивает рассказчик рассказ?   И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие

Слайд 30 Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?

1). В описаниях природы

— любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;
2). в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;
3). в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность
(в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность. А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.
Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?  1). В описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью,

Слайд 32Изображение жизни крестьянских детей в полотнах художников XIX века

Изображение жизни крестьянских детей в полотнах художников XIX века

Слайд 40Притча
притча, притчи, жен.
1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книж.). Евангельские

притчи. Соломоновы притчи. «Религия - опиум, религия - враг, довольно поповских притч.» Маяковский.
| Иносказательное выражение. Говорить притчами.
2. перен. употр. в восклицательных и вопросительных предложениях в знач.: непонятная вещь, труднообъяснимое явление (разг.). «Что за притча.? Вот так притча.! кому язык отрежут, а кому и голову - такая, право, притча.» Пушкин. «"Вишь, какая притча!" рассуждал мужик: "верно я не в пору развязал язык".» И.Никитин.
Притча во языцех (церк.-слав., разг. шутл.) - предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация.

Притчапритча, притчи, жен.1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книж.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия - опиум,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть