Слайд 2
Саид Османович c увлечением изучал историю происхождения своего народа.
По мнению ученых, этническая история балкарцев восходит к древнетюркским племенам Волго-Уральского междуречья. Средневековое название балкарцев — туласы. В своих гипотезах Саид Османович часто опирался на материалы арабского писателя Х века Ибн-Даста, приводил многочисленные факты роли кипчакского компонента в происхождении карачаево-балкарцев. Заслуживает восхищения его глубокое знание народного сельскохозяйственного календаря балкарцев. Этнографическая поэма С. Шахмурзаева «Календарь горца» представляет собой поэтическую форму научного исследования сезонных циклов хозяйственных работ балкарских крестьян, опыта в регулятивно-производственной деятельности, обрядовой культуры, астрономических знаний, обычно-правового кодекса горского населения. Лунно-солнечное исчисление месяцев года в поэме начинается с образной и емкой характеристики первого месяца календаря «Башил ай», описанием сезонных работ, обрядов, трудовых обязанностей горцев и заканчивается первой половиной декабря — Абустолой.
Слайд 4 По окончании среднего специального заведения Саид стал педагогом Ленинского учебного
городка в Нальчике. Но гнетущее состояние и боль по поводу того, что в его родном селе нет даже начальной школы, заставили его вернуться в Эль-Тюбю.
Наделенный особыми организаторскими способностями С. Шахмурзаев обошел все кабинеты республиканского правительства и создал первую в Балкарии начальную школу на 60 человек. К 1935 году он добился того, что статус школы Эль-Тюбю был поднят и переведен на семилетний уровень образования. И именно Саид Османович в первой из горских сел создал пионерскую организацию. На свою учительскую зарплату он купил красной ткани и сшил из нее галстуки.
Слайд 5 Безусловно, Шахмурзаев считал источником знаний окружающий человека
мир. Из воспоминаний его современников и учеников известно, что он верил в Бога, знал наизусть Коран, владел десятком иностранных языков - арабским, тюркскими, немецким, латинским. Ему были известны философские труды древних греков, а любимым писателем был Хемингуэй, чей портрет он хранил на книжной полке. Саид считал, что у каждого народа существует своя система воспитания и она должна быть основой для взращивания новых поколений. Однако советская власть таких шансов не давала малым народам, и поэтому Шахмурзаев старался адоптировать идею воспитания нового советского человека к народным традициям балкарцев и карачаевцев. Эти народные педагогические традиции сохранились у балкарцев и карачаевцев до сегодняшнего дня. В силу своих возможностей он изучал, записывал и отстаивал право народа к самостоятельному педагогическому воспитанию детей и молодёжи.
Как философ Саид Османович исследовал вопросы человеческого становления, воспитания, формирования. А как просветитель он однозначно полагал, что путь человека и народа к нравственной и духовной высоте лежит через обретения знаний и преодоление невежества. Среди известных учеников Саида Шахмурзаева были герой Советского Союза Алим Байсултанов, генерал-майор бронетанковых войск Хаким Деппуев, поэты и писатели, учителя и учённые. Его называли в народе «Учитель учителей». Он всегда говорил, что основой воспитания и просвещения должна быть идея взращивания целеустремлённых, смелых, счастливых и добрых людей, у которых патриотизм и общественная полезность стояли бы на самом первом месте.
Слайд 7 Сегодня есть разные мнения о том, кто первым
начал просвещение балкарского народа. Изданы труды, приводятся фамилии и имена прогрессивных и очень значимых для балкарцев людей. Безусловно, просвещением народа можно считать и то, что князья и богатые балкарцы отправляли своих детей на учёбу в Нальчик, Петербург, Тифлис. Безусловно, областью просвещения является издание своих трудов, открытие юридических кабинетов и прочее. Но всё-таки просветитель – это человек, занимающийся просвещением не только близких, а всего народа в массовом понимании, распространением знаний.
Для Балкарии этим человеком в широком и полном понимании слова стал именно Саид Османович Шахмурзаев, который впервые создал балкарскую письменность, открыл первую светскую школу, первым принял массово учеников и научил читать, писать, считать и современно думать. Саид обучал и подготовил первую волну балкарской элиты. Среди его наиболее известных воспитанников были Герой Советского Союза Алим Байсултанов, генерал-майор бронетанковых войск Хаким Деппуев.