Слайд 1Иван Александрович Гончаров
(1812-1891)
СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО, КАК И
ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ТРЕБУЕТ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
И. Гончаров
Слайд 2И.А. Гончаров «Обломов»
«Пока остается хоть один русский, - до тех пор
будет помнить Обломова»
И.С.Тургенев
СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО, КАК И ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО,ТРЕБУЕТ ВСЕЙ ЖИЗНИ. И. Гончаров
Слайд 3 Писатель родился в 1812 г. В Ульяновске в семье богатого
сибирского купца.
Отец умер рано, оставив семье крупное состояние
«Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение, деревня…»
Дом-музей Гончарова в Ульяновске
Слайд 4Авдотья Матвеевна Гончарова
Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так несветла, воспоминание так не свято,
как о ней.
И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г.
Слайд 5Николай Николаевич Трегубов
По смерти нашего отца он более и более привыкал к нашей семье, потом принял участие в нашем воспитании… добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое
крыло, а мы привязались к нему детскими сердцам, забыли о настоящем отце. Он был лучшим советником нашей матери и руководителем нашего воспитания.
И. Гончаров. Воспоминания
Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание
Слайд 6Образование
1)
Частный пансион священника Троицкого
2)
Московское коммерческое училище
(1822)
3)
Московский
университет (1831)
Слайд 7Мы, юноши… смотрели на университет, как на святилище, и вступали в его стены со страхом и трепетом
И. Гончаров. Воспоминания
В.Г.
Белинский
Н. П. Огарев
М.Ю. Лермонтов
К.С. Аксаков
Слайд 8Майков Николай Аполлонович
В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на
службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.
Активно готовит себя к писательской деятельности
Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь.
Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.
Слайд 9Л.Н. Толстой
И.С. Тургенев
Д.В. Григорович
А.В. Дружинин
А.Н. Островский
И.А. Гончаров
Редакция «Современника», 1856
Слайд 101846 г. - знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с
журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом.
1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.
Слайд 111856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на
должность цензора
1865 г. – член Главного управления по делам печати
1867 г. – выходит в отставку в чине генерала
В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение
Фото 1861 г.
Дальнейшая служба
Слайд 12«Обыкновенная история»
1847
«В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов –
сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности»
И. А. Гончаров
Слайд 13В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на
фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада»
Слайд 14
«Обломов»
1847 - 1859
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,
- не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью…»
Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
Слайд 15«Обрыв»
1869
РОМАН «ОБРЫВ» РОДИЛСЯ У МЕНЯ В 1849 ГОДУ НА ВОЛГЕ, КОГДА Я, ПОСЛЕ 14-ЛЕТНЕГО
ОТСУТСТВИЯ , ПЕРВЫЙ РАЗ ПОСЕТИЛ СИМБИРСК, СВОЮ РОДИНУ .
И.А. Гончаров
Слайд 16
ДВА УКЛАДА
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ
БУРЖУАЗНЫЙ
Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни
Активное отношение к жизни,
проявление откровенного эгоизма
Трилогия о русской жизни
Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.
Слайд 17Жизненный путь героев
"Обыкновенная история"
Александр Адуев
дворянин приспосабливается к жизни и
перерождается в буржуа
"Обломов"
Илья Ильич Обломов
дворянин капитулирует перед действительностью
"Обрыв"
Александр Райский
дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством
Слайд 181891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких.
Памятник Гончарову в
Симбирске
Памятник-бюст Гончарову
Диван и тапочки Обломова
Слайд 201848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая
публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова
История создания
Слайд 21Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и
дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Слайд 22Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое
место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Слайд 23Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего
у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Слайд 24В романе поставлены вопросы
о подлинной дружбе, любви,
о гуманизме,
о равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.
Слайд 26Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено
в Обломовку).
Слайд 27Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,
пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 28Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй
части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 29Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел события
— знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Слайд 30Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к
Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 31Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в
любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 32Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В
них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 33Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные
условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 34Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти
Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 35Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Слайд 36Сюжет романа
Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов —
Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 37Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов
и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Слайд 38Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним
писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 39Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц —
люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 40Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства
независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони
Слайд 41Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства
независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони