Слайд 1Детективная литература.
Детективная литература –это вид приключенческой литературы, включающий в
себя загадочные преступления, их раскрытие.
Слайд 2Эдгар По- родоначальник жанра детектива.
Слайд 3Суровый взгляд исподлобья – то ли страдальческий, то ли задумчивый, стал
отличительной чертой всех портретов Эдгара По. Образ писателя гармонично сочетается с атмосферой его мрачных, таинственных произведений.
Слайд 5Писатель Эдгар По был цельной натурой, успешной в творчестве и не
слишком удачливой в жизни. Мало кто знает, что По, помимо написания детективных историй, создал теоретическую концепцию литературного произведения. Необходимость изображать в литературе прекрасное и фантастическое была одним из основных ее требований.
Слайд 7А. И. Куприн.
"Конан-Дойль, заполнивший весь земной шар детективными рассказами, все-таки умещается
вместе со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э. По «Преступление на улице Морг».
Слайд 8Эдгар По первым предложил такой тип произведения, который впоследствии стал называться
детективом. Детективистом По можно назвать лишь условно, так как писатель работал как представитель романтизма. Но всё же ему удалось создать не только основную схему жанра, а и основные детективные сюжеты и приёмы.
Слайд 9Убийство на улице Морг(1841)
Сюжет
На парижской улице Морг происходит зверское убийство. Вдову
мадам Л’Эспане и ее дочь убили. Первую изуродовали бритвой и сбросили из окна, а дочь задушили и запихнули в каминную трубу.
Рассказчик описывает, как он знакомится с Дюпеном и как они узнают об убийстве. По подозрению полиция арестовывает некоего Лебона, которого знал Дюпен. Он уверен, что Лебон не виновен и берётся за это преступление. Дюпен знаком с полицейским префектом и от него узнает обстоятельства убийства, и показывает рассказчику газетную статью, в которой изложены показания свидетелей. Все в один голос уверяют, что убийц было двое. Один из них - несомненный француз; речь второго никто не понял.
Дюпен выясняет, что убийство совершил орангутанг, владельца которого он вызывает к себе. Владельцем оказывается моряк. Он рассказывает, что орангутанг в точности повторял все его действия. Однажды обезьяна взяла бритву и хотела побриться (повторяя движения хозяина). Моряк попытался отнять у зверя бритву, но он сбежал и забрался в дом к вдове и ее дочери. Моряк преследовал зверя и стал свидетелем убийства. Он в панике сбежал оттуда и забыл об обезьяне. Дюпен не винит моряка и отпускает его.
Слайд 12Герой – сыщик.
Герой, расследующий преступления в рассказах По, — Огюст Дюпен
превосходит остальных людей силой логики, но ведь дело не только в том, что он умеет выстраивать замечательные логические схемы, а в том, что они соответствуют реальности. Аналитический дар предполагает также остроту наблюдения, способность разобраться в сложностях человеческого характера.
Слайд 15Место в литературе
Этот рассказ считается одним из первых детективных произведений в
литературе. Хотя Эдгар По не стремился писать детектив, в рассказе он описывал психологию и умение логически мыслить. Стиль рассказа, как и во многих других у По, мистический (хоть и не фантастический).
В «Убийстве на улице Морг» Дюпен является первым сыщиком- любителем и человеком, владеющий индуктивным методом. Он сумел угадать мысли своего друга, просто наблюдая за ним, за выражением его лица. Впоследствии так же делает Шерлок Холмс Артура Конан Дойла.
«Убийство на улице Морг» не классический детектив. В классических детективах, которые начали процветать в двадцатом веке, есть много действующих лиц, несколько определённых подозреваемых. Сыщик проводит своё расследование и разоблачает убийцу в конце. В этом же рассказе нет ничего такого. Дюпен не ведёт следствие, а только читает газетные статьи. Действующих лиц почти нет, поэтому читатель не имеет возможности подозревать кого-либо. Но во всем этом вины автора нет, потому что во время появления рассказа еще не существовало детектива и его строгих правил.
Слайд 16Сыщик-любитель Дюпен, подобно будущему герою Конан Дойля, находится в непростых отношениях
с официальными властями. Префект парижской полиции вынужден прибегать к его помощи, но очень заботится о том, чтобы слава доставалась все-таки ему самому. Да и Дюпен не слишком помышляет о славе - совсем как потом Шерлок Холмс. Он наслаждается самой по себе силой своего ума, как атлет - силой своих мышц. Он обнаруживает проницательность, которая заурядному сознанию представляется чуть ли не сверхъестественной, но в нем, при некоторых его странностях, все же много от обычного, "бытового" человека, и его самолюбие легко удовлетворяется тем, что ему удается удивить своего друга и собеседника. Все это, конечно, были не более чем намеки, но, как выяснилось позднее, пришедшиеся очень кстати.