Слайд 1
Научно- практическая конференция
«Шаг в будущее»
МОЙ АНДЕРСЕН
или загадки
оловянного
Солдатика
Работу выполнили:
ученики 6В класса
Бычковская Сабина,
Бородихина Настя
Учитель Шапкова ИВ
Слайд 2
Цель проекта:
Сформировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к
чтению. Заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес общения с книгой через сказки Г.Х.Андерсена.
Задачи проекта:
1. Обогатить и активизировать словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность;
2. Подготовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление;
4.Через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу, дать представление об этических нормах;
5.Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;
6.Увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.
Слайд 3Задачи проекта:
1. Обогатить и активизировать словарный запас детей, развить
связную речь, ее выразительность;
2. Подготовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление;
3.Через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества, милосердие, справедливость, внимание друг к другу, дать представление об этических нормах;
4.Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;
5.Увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.
Слайд 4
Основополагающий вопрос:
Для чего человеку нужны сказки?
Проблемные вопросы:
Почему свою жизнь Г.Х.Андерсен
назвал прекрасной, благословенной сказкой?
Что нового в жизни открывают читателю сказки Андерсена?
Слайд 5
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: учащиеся лицея
Проблема: Снижение интереса к
произведениям художественной литературы у детей.
Слайд 6Актуальность
В современном мире компьютеров, множества игр, информационных технологий, которые развиваются в
таком темпе, что практически не оставляют возможности угнаться за ними, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага цивилизации на бумажного друга – книгу.
Очень важно приучать ребенка к книгам с раннего детства: читать на ночь, давать книги в руки, чтобы они могли их потрогать, чтобы кроха видела, что это интересно, ярко, красочно.
Слайд 7Ханс Кристиан Андерсен родился
2 апреля 1805 г. в городе Оденсе
на острове Фюн в Дании.
Слайд 8 Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс
Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления.
Домик в Оденсе,
где родился Андерсен
Слайд 9 Позднее и маленький Андерсен подключился
к отцовскому хобби. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги, разыгрывал представления.
Родная улица сказочника
в Оденсе
Слайд 10 Мать Анна Мари была прачкой из бедной
семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах.
От отца Андерсен унаследовал любовь к книгам, которые заменили ему товарищей по играм;
от матери – глубокую веру.
Слайд 11 Учился Андерсен в приходской школе для бедняков. Прилежным
учеником он не был и учителя часто наказывали его, а ученики смеялись над ним.
Мать сжалилась над Хансом и перевала его в еврейскую школу, где учеников не наказывали. Но и здесь он слышал издёвки и насмешки от своих одноклассников.
Впоследствии Андерсен вспоминал о годах учёбы
в школах как о самой мрачной поре своей жизни.
Слайд 12 Несмотря на то, что семья была бедной,
у маленького
Ганса Христиана не было
недостатка в игрушках .
Чего только не делал ему отец!
И картинки с превращениями,
и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы.
И даже настоящий кукольный театр.
Слайд 13 Семью Андерсена не обошло горя. Отец ушёл на
войну в наполеоновскую армию, а вернулся весь израненный и вскоре умер.
После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную.
Слайд 14
Когда она спросила, почему он решил покинуть её
и дом, юный Андерсен
тотчас ответил:
«Чтобы стать
знаменитым!»
В возрасте 14 лет Андерсен
поехал в Копенгаген.
Мать отпустила его,
так как надеялась,
что он побудет там немного
и вернётся.
Театр в г.Копенгагене
Слайд 15 Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял
их
с помощью своих вырезок-силуэтов. Порой он прибегал и к помощи клея.
Слайд 16В музее Андерсена в г. Оденсе хранится около 200 вырезок
и
игрушек, сделанных сказочником.
Слайд 19 У Андерсена не было семьи. Своё одиночество он
компенсирует путешествиями
в разные страны.
По возвращении из Африки в 1872 году он упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года.
Слайд 20 За два месяца до смерти Андерсен узнал из
английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всём мире.
Слайд 21Умер Андерсен 4 августа
1875 года в возрасте 70 лет.
Слайд 22 Великому сказочнику
на его родине поставлены
Слайд 23 Родина почтила память Андерсена, установив
на набережной Копенгагена статую
героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города.
Слайд 24В 1965 году была организована литературная премия имени Г.Х.Андерсена лучшим детским
писателям и художникам-иллюстраторам.
Премия присуждается раз в два года,
2 апреля, в день рождения Х.К. Андерсена.
В СССР была вручена один раз
в 1976 году – Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.
Слайд 28А героиня сказки
Г.Х.Андерсена «Русалочка»
стала символом столицы
Дании – Копенгагена.
Начиная с 1967 года
по решению Международного совета по детской книге
2 апреля
(в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается
Международный день детской книги.
Памятник Русалочке в Копенгагене
Слайд 29Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире
детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг.
Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
Слайд 30
Один солдат на свете жил,
красивый и отважный
но он игрушкой детской бы
ведь
был солдат бумажный…
Б.Окуджавы
«Песенка о бумажном солдатике».
Слайд 31Легенда о оловянном солдатике…
Вот так однажды, шел Андерсен по улице. Маленький
мальчик играл у окна. Когда он увидел любимого сказочника, то заулыбался ( дети боготворили сказочника), протянул руку и подарил ему оловянного солдатика. Наверное,
так и родилась
сказка.
Слайд 33Почему оловянный?
Эпитет «оловянный» важен для понимания характера героя.
Латинское название этого металла означает «стойкий», т.е. получается, что наш герой дважды стойкий, так как сам автор называет героя
«стойкий оловянный».
Слайд 34
Важно также, что солдатик в сказке – одноногий. Этой деталью
подчеркивается исключительность героя, ведь он единственный среди братьев одноногий.
Но самой важное – несмотря на неустойчивость по причине этой одноногости, солдатик «на своей одной ноге держался также твёрдо, как другие на двух», значит – он более устойчив, стоек, чем другие.
Слайд 35
Солдат – защитник, воин, уменьшительный суффикс –ик-, указывает на то, что
перед нами маленький солдат, игрушка.
Этот солдатик- самый любимый герой, а может быть и сам АНДЕРСЕН.
Но за внешностью героя кроется удивительная сила, воля, стойкость и способность к большой и светлой любви.
Слайд 36
Чем же отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» ?
У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе).
Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку.
Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо..»
Слайд 37
Солдатик обратил внимание на танцовщицу только потому, что у них было
что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая,
как и он».
А она была еще
и красивая.
Слайд 38
Солдатик умеет видеть красоту.
Он
увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней - Красота танцовщицы вызывает у него сначала эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне:"
Он забывает обо всем: о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает он
нереальность осуществления
своего желания).
Солдатик боится, страдает,
но никому не причиняет
вреда. Он упорно терпит.
Слайд 39
В волшебном мире сказки Андерсен воссоздаёт испытания, которые проходит главный герой,
чтобы стать Мужчиной (эти испытания готовит не сам автор,
а другие герои сказки:
тролль, мальчики,
крыса, природа:
ветер, вода, огонь).
Слайд 40
И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль., Что может из
человека «выпрыгнуть»?
Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.
Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков.
«Всё хорошее во мне втоптали в грязь», -
говорил о себе Андерсен.
И солдатик оказывается в грязи.
Он упал из окна на грязную мостовую.
Его сбросил то ли тролль (злые люди),
то ли сквозняк (судьба).
Слайд 41
В молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается ещё и
истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки,
он не проклинает "уличных мальчишек",
он со смирением принимает свою
судьбу и стойко переносит
все испытания,
перед грозящей гибелью,
помня только о своей
чести и "милой плясунье".
Слайд 42
А ещё это сказка и о любви таинственной и бескорыстной.
Значит эта сказка для девочек?
Солдатик «был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».
Да!!!! Влюблённым часто
не нужны слова. Они могут
общаться взглядами. Они
понимают друг друга,
они «на одной волне»
чувств.
Слайд 43
Мне кажется, что в этой
сказке двойной смысл:
Стойкость - умение уверенно стоять на одной ноге.
И второй - стойкость - это сила духа.
Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И мы вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.
Произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате рядом со своею любовью.
Слайд 44
У этой сказки два настроения : светлое и грустное.
Андерсен учит
нас, что жизнь
бывает разная,
печальная и весёлая.
Что в людях и героях
сказок
есть и положительные
черты и отрицательные.
Слайд 45ВЫВОДЫ:
В чем секрет сказок Андерсена, единственных датских произведение, вошедших в мировую
литературу?
-Во-первых, в человеческой правдивости
Во –вторых, потому что это интересно, увлекательно.
Сказки Андерсена учат доброте, они дают уроки жизни, дают советы,
что делать, а что не делать.
Они наполнены жизнью,
они живут вместе с читателем.
Слайд 46
идея сказок о богатстве жизни. Хороша жизнь или дурна, справедлива или
несправедлива.
Он написал множество интересных сказок для детей. Его сказки
читаешь взахлеб
и не можешь
оторваться.
Слайд 47http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD биография Андерсена
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=4&op=bio биография Х.К. Андерсена
http://www.sky-art.com/andersen/about/grenbek/grenbek03.htm биография Х.К.
Андерсена,
http://skazochnikonline.ru/index/andersen_gans_khristian/0-1786 биография Х.К. Андерсена
http://photoshopy.net/28827-vesennyaya-ramka-dlya-fotoshopa-vesennyaya-skazka.html рамка на титульном слайде
http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/9/apps/2/380/2380970_3f2989ae1ebc7316af13ed45492_prev.jpg Андерсен (слайд 1)
http://www.sky-art.com/andersen/photos/photos.htm все фотографии Х.К. Андерсена
http://www.sky-art.com/andersen/pictures/pictures.htm все портреты Х.К. Андерсена
http://www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm все вырезки из бумаги Х.К. Андерсена
http://nat-ka.livejournal.com/168998.html памятник «Огниво», «Дюймовочка»; дом, где родился Андерсен
http://www.hcandersen-homepage.dk/Danish-journal/HPIM2147.JPG слайд 5
http://www.hcandersen-homepage.dk/hca-fotos/hcan.JPG слайд 9, Х.К. АндерсенАндерсен
http://s009.radikal.ru/i309/1101/e7/4f5b6c756c98t.jpg слайд 11, Х.К. Андерсен
http://www.rustoys.ru/voda.php?im=anderson.jpg слайд 13, Х.К. Андерсен
http://read.ru/images/booksillustrations/2355.jpg обложка «Сказки и истории» (слайд 16)
http://s47.radikal.ru/i117/0810/84/8c17bacdc41c.jpg «Большая книга лучших сказок» (сл 16)
Слайд 48http://jili-bili.ru/files/anturage/medium/andersn_1.jpghttp://jili-bili.ru/files/anturage/medium/andersn_1.jpg обложка «Любимые сказки» (слайд 16) http://www.kmrz.ru/catimg/34/345321.jpg обложка «Сказки»
(слайд 16)
http://www.kmrz.ru/catimg/77/77120.jpg обложка «Самые красивые сказки» (слайд 16)
http://community.livejournal.com/ru_traveller/1479899.html «бумажный» кораблик в парке, фотографии на слайде 20 (дом-музей), слайде 21
http://pusk.by/bbe/75527/ Татьяна Маврина (слайд 19)
http://appelle.narod.ru/Copengagen.htm фотографии Оденсе на слайдах 20, 22
http://feelfree.slash.it/resources/gallery/copenhagen_places.jpg памятник Русалочке (слайд18)
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/353/58353420_1272433004_1270893342_picture.jpg памятник Русалочке 2 (слайд18)
http://www.jugendliteratur.org/downloads/pressematerial/hans%20christian%20andersen%20medaille.jpg медаль Андерсена