Презентация, доклад к уроку Л.Н.Толстой. Мир и человек в Севостопольских рассказах

Содержание

Ясная Поляна

Слайд 11828-1910

Лев Николаевич Толстой

1828-1910Лев Николаевич Толстой

Слайд 2Ясная Поляна

Ясная Поляна

Слайд 4• Крымская война (1853–1856) между Россией и Турцией, Францией, Англией (и

Сардинией) была проиграна Россией, несмотря на многие военные успехи.
• Лев Толстой участвовал в сражениях добровольно, храбро в качестве офицера-артиллериста в Севастополе.
• Изучая опыт войны, Толстой решил выпускать журнал «Солдатский вестник», но Николай I запретил.
• Три «Севастопольских рассказа» были последовательно опубликованы в журнале Н.А. Некрасова «Современник», многое было искажено по требованиям цензуры. Толстой был очень огорчен.
• Отклики на рассказы. И.С. Тургенев: «фурор всеобщий», «страшная вещь». А.Ф. Писемский: «безжалостно-честно». Цензор M.H. Мусин-Пушкин: «насмешки над нашими храбрыми офицерами, храбрыми защитниками Севастополя».
• Крымская война (1853–1856) между Россией и Турцией, Францией, Англией (и Сардинией) была проиграна Россией, несмотря на

Слайд 5«…У матроса вырвана часть груди. В первые минуты на набрызганном грязью

лице его видны один испуг и какое-то притворное преждевременное выражение страдания, свойственное человеку в таком положении…».

Что поразило первых читателей?

«…У матроса вырвана часть груди. В первые минуты на набрызганном грязью лице его видны один испуг и

Слайд 6«Эти две черты – глубокое знание тайных движений психической жизни и

непосредственная чистота нравственного чувства, придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, [всегда] останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказались в нём при дальнейшем его развитии».

Статья Н.Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого, СПБ. 1856. Военные рассказы Графа Л.Н. Толстого. СПБ. 1856».

«Эти две черты – глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающие теперь

Слайд 7Что такое нравственное чувство, его
чистота?
Почему и как это свойство становится

особенностью художественного метода?

Беседа

Что такое нравственное чувство, егочистота? Почему и как это свойство становится особенностью художественного метода?Беседа

Слайд 8«Есть в таланте г. Толстого
еще другая сила, сообща –
ющая его

произведениям
совершенно особенное
достоинство своею чрез –
вычайно замечательной свежестью, – чистота нравственного чувства (…) От этого качества, по нашему мнению, во многом зависит прелесть рассказов графа Толстого». (Н.Г. Чернышевский)
«Есть в таланте г. Толстого еще другая сила, сообща –ющая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрез

Слайд 9«Севастополь в декабре»

«Севастополь в декабре»

Слайд 10Как построен рассказ?
Что соотносится, сопоставляется в рассказах?

Как построен рассказ?Что соотносится, сопоставляется в рассказах?

Слайд 11создаётся представление о единении как о национальном идеале, взгляде на мир,

который позволяет оценивать далее всё вокруг. Рассказ построен как условный диалог бывалого воина (близкого к автору) и новичка (условного читателя), в котором постепенно раскрывается смысл происходящего. «Кровь, грязь, страдания и смерть» парадоксально соотнесены с общей атмосферой оживления в осажденном городе и музыкой, звучащей в Севастополе. Заставляя читателя вглядеться в лица измученных солдат, раненых, рассказчик преодолевает ощущение одиночества, начинает чувствовать то же, и что большинство простых
людей вокруг него.

«Севастополь в декабре»

создаётся представление о единении как о национальном идеале, взгляде на мир, который позволяет оценивать далее всё вокруг.

Слайд 12Особенность его в том, что он роется глубже всех других…
А.А. Григорьев

Особенность его в том, что он роется глубже всех других…А.А. Григорьев

Слайд 133. Что показано «безжалостно честно»?
4. Что показал толстовский анализ состояния

отдельных людей и целой отступившей в конце армии?
5. Что значит «рыться» (А.Григорьев), если речь – о психологическом анализе?
3. Что показано «безжалостно честно»? 4. Что показал толстовский анализ состояния отдельных людей и целой отступившей в

Слайд 14«Севастополь в мае»

«Севастополь в мае»

Слайд 15«Так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия

много».

Мысль автора

«Так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много».Мысль автора

Слайд 16Анализ эпизода «Ранение Михайлова» (Глава 13 из рассказа «Севастополь в мае»).
Роль

14 главы.

Работа в группах

Анализ эпизода «Ранение Михайлова» (Глава 13 из рассказа «Севастополь в мае»).Роль 14 главы.Работа в группах

Слайд 17«Последний очерк Севастополя вышел едва ли не лучше двух первых» (

А.В. Дружинин) «Подвиги, им изображённые, не имеют в себе никакого великолепия, кроме великолепия
нравственного…».

«Севастополь в августе 1855 года»

«Последний очерк Севастополя вышел едва ли не лучше двух первых» ( А.В. Дружинин) «Подвиги, им изображённые, не

Слайд 18Что показано «безжалостно-честно»?
Что показал толстовский анализ состояния героев?
Почему истинна храбрость

Михаила Козельцова?
Почему он счастлив перед смертью?
С чем связан духовный рост младшего Козельцова?
Кто и что помогает ему?
Что показано «безжалостно-честно»? Что показал толстовский анализ состояния героев?Почему истинна храбрость Михаила Козельцова? Почему он счастлив перед

Слайд 191. Что открывает «диалектика души» в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого? (Разбор 3-5

примеров.)
2. Как ставится и решается вопрос о храбрости в
«Севастопольских рассказах» Л.Толстого?
3. Почему «чистота нравственного чувства» может быть названа особенностью творческого метода Л.Н.Толстого?
4. Как объяснить мысль критика Аполлона Григо-
рьева о «Севастопольских рассказах Толстого: «со-
вершенно органические, живые создания»?

Подведём итоги

1. Что открывает «диалектика души» в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого? (Разбор 3-5 примеров.)2. Как ставится и решается вопрос

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть