Слайд 1МОУ Новгородская СОШ
им. В.Н.Лесина
Свободненский район
Амурская область
Урок литературы в 8 классе
Тема:
«Мцыри – романтический герой»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Губанова Н.Н.
2019 год
Слайд 2Цель урока:выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри
Задачи урока:
1. Обучающие:
повторить понятие романтизм как литературное направление,
Расширить представление об особенностях романтического характера,
проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивающие: развивать навыки аналитической работы с текстом, творческого мышления;
развивать умение формулировать и отстаивать собственную позицию,
участвовать в диалоге на литературную тему;
.
3.Воспитательные: повышать мотивацию учащихся к изучению литературы,
прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Слайд 3Повторение.
Романтизм как литературное направление
Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе
(Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века.
Основные черты романтизма.
- Герой-одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем,
не может обрести счастья в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
-Характерно особое романтическое двоемирие:
мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
- Пейзаж как средство характеристики героя.
Слайд 5«Свобода не легка, … свобода трудна, она есть тяжёлое бремя…».
(Н.Бердяев)
Контекстуальные синонимы.
Несвобода.
чужая
земля
плен
душные кельи
обитель
сумрачные стены
Свобода
поля
холмы
горные хребты
отцовский дом
родимая страна
Слайд 6Свобода = счастье
.
Жизнь = поиск, борьба, победа
Монастырское существование не приносит
человеку радости.
Монастырь для Мцыри, с одной стороны, – хранительные стены,
с другой – плен, тюрьма.
Главная страсть героя – стремление жить полно, свободно, вне стен монастыря, на далѐкой любимой родине.
Мир чуждый герою –
«мир келий душных и молитв» (монастырь),
Желанный мир -
...чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Слайд 7Работа с текстом поэмы
- Что же видит и слышит Мцыри на
воле? (гл.10-11)
1.Романтический пейзаж.
( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
Слайд 8Любовь к отчему краю
Любовь Мцыри к родине слилась со стремлением к
вольности.
На воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
Слайд 10Что показал бой с барсом?
Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал,
что он смел и бесстрашен.
Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.
Этот эпизод становится гимном силе, мужеству, смелости. Юноша предстаёт человеком необыкновенным: ему всё по плечу, ему удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.
Слайд 11Встреча с грузинкой.
Свобода - любовь
Слайд 12Какова идея поэмы? (Прославление мужества, стремления к свободе и борьбе)
Какими
романтическими чертами обладает Мцыри? 1.Мцыри – сильная личность. Он отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2.Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере – свободолюбие
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри – герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя
Слайд 13Язык поэмы.
Изобразительно-выразительные средства языка
Подобрать примеры
М.Ю. Лермонтов использует художественные приѐмы для создания
образа героя..
яркие метафоры,
эпитеты,
олицетворения
гипербола
Слайд 14Гиперболы: О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами
тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.
Эпитеты: Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
Слайд 15Обобщение
Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в тюрьме и
сожженным палящими лучами зари?
В этих словах Мцыри — трагическая история его жизни и несбывшейся мечты. На воле, вдали от монастырских келий, он остался таким же одиноким, как и в «плену». Он не смог найти самого главного — дороги к людям. «Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей», — таким он вспоминает себя. Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к курившемуся дымками аулу — словом, Мцыри оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря, тем, кого он воспринимал как «вольных» людей, сравнивая их с орлами).
Слайд 17Рефлексия
Подводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание
Сегодня я неожиданно
понял…
Мне показалось интересным…
К сожалению, я так и не услышал о …
Осталось непонятным…..