Презентация, доклад к уроку литературы в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри

Содержание

Цель урока:выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова «МцыриЗадачи урока:1. Обучающие: повторить понятие романтизм как литературное направление,Расширить представление об особенностях романтического характера, проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.2. Развивающие: развивать навыки аналитической работы с текстом,

Слайд 1МОУ Новгородская СОШ им. В.Н.Лесина Свободненский район Амурская область
Урок литературы в 8 классе
Тема:

«Мцыри – романтический герой»

Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Губанова Н.Н.


2019 год
МОУ Новгородская СОШ  им. В.Н.Лесина Свободненский район Амурская областьУрок литературы в 8 классеТема: «Мцыри – романтический

Слайд 2Цель урока:выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри
Задачи урока:
1. Обучающие:

повторить понятие романтизм как литературное направление,
Расширить представление об особенностях романтического характера,
проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивающие: развивать навыки аналитической работы с текстом, творческого мышления;
развивать умение формулировать и отстаивать собственную позицию,
участвовать в диалоге на литературную тему;
.
3.Воспитательные: повышать мотивацию учащихся к изучению литературы,
прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Цель урока:выявить черты романтического характера героя поэмы М.Ю.Лермонтова «МцыриЗадачи урока:1. Обучающие: повторить понятие романтизм как литературное направление,Расширить

Слайд 3Повторение. Романтизм как литературное направление

Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе

(Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века.
Основные черты романтизма.
- Герой-одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем,
не может обрести счастья в реальной жизни. - Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.). -Характерно особое романтическое двоемирие:
мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
- Пейзаж как средство характеристики героя.
Повторение. Романтизм как литературное направлениеРомантизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее

Слайд 5«Свобода не легка, … свобода трудна, она есть тяжёлое бремя…». (Н.Бердяев)
Контекстуальные синонимы.

Несвобода.
чужая

земля
плен
душные кельи
обитель
сумрачные стены

Свобода
поля
холмы
горные хребты
отцовский дом
родимая страна

«Свобода не легка, … свобода трудна, она есть тяжёлое бремя…». (Н.Бердяев) Контекстуальные синонимы.Несвобода.чужая земляплендушные кельиобительсумрачные стеныСвободаполяхолмыгорные хребтыотцовский

Слайд 6Свобода = счастье
.
Жизнь = поиск, борьба, победа
Монастырское существование не приносит

человеку радости.
Монастырь для Мцыри, с одной стороны, – хранительные стены,
с другой – плен, тюрьма.
Главная страсть героя – стремление жить полно, свободно, вне стен монастыря, на далѐкой любимой родине.
Мир чуждый герою –
«мир келий душных и молитв» (монастырь),
Желанный мир -
...чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Свобода = счастье. Жизнь = поиск, борьба, победаМонастырское существование не приносит человеку радости. Монастырь для Мцыри, с

Слайд 7Работа с текстом поэмы
- Что же видит и слышит Мцыри на

воле? (гл.10-11)
1.Романтический пейзаж.
( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)
Работа с текстом поэмы- Что же видит и слышит Мцыри на воле? (гл.10-11) 1.Романтический пейзаж.( Со слов

Слайд 8Любовь к отчему краю
Любовь Мцыри к родине слилась со стремлением к

вольности.
На воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.
Любовь к отчему краюЛюбовь Мцыри к родине слилась со стремлением к вольности. На воле он познал «блаженство

Слайд 10Что показал бой с барсом?
Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал,

что он смел и бесстрашен.
Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом.
Этот эпизод становится гимном силе, мужеству, смелости. Юноша предстаёт человеком необыкновенным: ему всё по плечу, ему удаётся почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя.



Что показал бой с барсом?Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие,

Слайд 11Встреча с грузинкой. Свобода - любовь

Встреча с грузинкой. Свобода - любовь

Слайд 12Какова идея поэмы? (Прославление мужества, стремления к свободе и борьбе)
Какими

романтическими чертами обладает Мцыри? 1.Мцыри – сильная личность. Он отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2.Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере – свободолюбие
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри – герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя
Какова идея поэмы? (Прославление мужества, стремления к свободе и борьбе) Какими романтическими чертами обладает Мцыри? 1.Мцыри –

Слайд 13Язык поэмы. Изобразительно-выразительные средства языка
Подобрать примеры
М.Ю. Лермонтов использует художественные приѐмы для создания

образа героя..
яркие метафоры,
эпитеты,
олицетворения
гипербола
Язык поэмы. Изобразительно-выразительные средства языкаПодобрать примерыМ.Ю. Лермонтов использует художественные приѐмы для создания образа героя.. яркие метафоры, эпитеты,

Слайд 14Гиперболы: О, я, как брат,
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами

тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.
Эпитеты: Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
Гиперболы: О, я, как брат,Обняться с бурей был бы рад !Глазами тучи я следил,Рукою молнии ловил…Метафоры: Я

Слайд 15Обобщение
Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в тюрьме и

сожженным палящими лучами зари?
В этих словах Мцыри — трагическая история его жизни и несбывшейся мечты. На воле, вдали от монастырских келий, он остался таким же одиноким, как и в «плену». Он не смог найти самого главного — дороги к людям. «Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей», — таким он вспоминает себя. Герой не смог приблизиться к «грузинке молодой», не смог выйти к курившемуся дымками аулу — словом, Мцыри оказался чуждым людям, живущим за стенами монастыря, тем, кого он воспринимал как «вольных» людей, сравнивая их с орлами).
ОбобщениеПочему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в тюрьме и сожженным палящими лучами зари?В этих словах

Слайд 17Рефлексия
Подводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание
Сегодня я неожиданно

понял…
Мне показалось интересным…
К сожалению, я так и не услышал о …
Осталось непонятным…..
РефлексияПодводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание  Сегодня я неожиданно понял…  Мне показалось интересным…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть