Презентация, доклад к уроку литературы в 8 классе Русские народные песни

Содержание

Народная песня как жанр фольклораНародные песни стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.Народные песни составляют особый пласт в русском фольклоре. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям,

Слайд 1


Слайд 2Народная песня как жанр фольклора
Народные песни стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет

наступил в XVIII веке.
Народные песни составляют особый пласт в русском фольклоре. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека.
Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям (исторические), другие – переживаниям (лирические), связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.
Народная песня как жанр фольклораНародные песни стали появляться в XVI–XVII веках, а их расцвет наступил в XVIII веке.Народные песни составляют особый пласт

Слайд 3Народные песни


ОБРЯДОВЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ

ЛИРИЧЕСКИЕ


ИСТОРИЧЕСКИЕ

Народные песниОБРЯДОВЫЕ      НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ

Слайд 4Классификация лирических песен
По характеру исполнения: частые, протяжные
По содержанию:
любовные,
семейно-бытовые
солдатские,
ямщицкие,
разбойничьи (удалые)


Классификация лирических песенПо характеру исполнения: частые, протяжныеПо содержанию:любовные,семейно-бытовые солдатские,ямщицкие,разбойничьи (удалые)

Слайд 5 Назначение народных песен
Вся жизнь русского человека от рождения до

смерти сопровождалась песней.
Народная песня – это средство выражения и передачи духа того или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.


Назначение народных песенВся жизнь русского человека от рождения до смерти сопровождалась песней. Народная песня –

Слайд 6 НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Народные песни,

в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИНародные песни, в отличие от былин, исполнявшихся обычно

Слайд 7 Семейно-бытовые

Семейно-бытовые

Слайд 8любовные
Многие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы измены,

разлуки, невозможности быть вместе с любимой или любимым.
любовныеМногие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы измены, разлуки, невозможности быть вместе с любимой

Слайд 9Бурлацкие, рекрутские, солдатские песни
Бурлацкие, рекрутские, солдатские, ямщицкие по своему содержанию, как

правило, трагичны. Они рассказывают о тяжелой доле солдат, бурлаков, ямщиков, вынужденных расставаться с близкими, с семьей. Они рисуют безотрадные картины, герои в них нередко принимают смерть вдали от дома, родных и друзей. 
Бурлацкие, рекрутские, солдатские песни Бурлацкие, рекрутские, солдатские, ямщицкие по своему содержанию, как правило, трагичны. Они рассказывают о

Слайд 10ямщицкая

солдатская



бурлацкая

ямщицкаясолдатскаябурлацкая

Слайд 11Форма песен
монолог
диалог
Описание
Повествование
Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом

Форма песенмонологдиалогОписаниеПовествованиеОписательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом

Слайд 12Приёмы организации композиции
Психологический параллелизм
(сначала дается картина из жизни природы, а затем

картина из жизни человека)
Приёмы организации композицииПсихологический параллелизм(сначала дается картина из жизни природы, а затем картина из жизни человека)

Слайд 13Приёмы организации композиции
Обращение к природе

Приёмы организации композицииОбращение к природе

Слайд 14Приёмы организации композиции
Приём ступенчатого сужения образов
Во горнице во новой
Стоит столик дубовой,
Что

за этим за столом
Сидит писарь молодой...
Сады мои, садочки,
Еще зеленые.
В этих садочках
Дорожка лежала,
На этой дорожке кузинка стояла,
Во этой кузнице кузнецы ковали..

«Под ним мы разумеем такое сочетание (внутреннее сцепление) образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке, от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания». 

Приёмы организации композицииПриём ступенчатого сужения образовВо горнице во новойСтоит столик дубовой,Что за этим за столомСидит писарь молодой...

Слайд 15Символика в народных лирических песнях
МОЛОДЕЦ (селезень, голубь, соловей, сокол)
Называют милый ,

радость, отрада, милый сокол, сизый голубь
ДЕВУШКА (белая лебёдушка, серая утушка, пава, сизая голубка)
Называют сердце-лапушка, радость, верная, неоценимая, голубушка
Символика в народных лирических песняхМОЛОДЕЦ (селезень, голубь, соловей, сокол)Называют милый , радость, отрада, милый сокол, сизый голубьДЕВУШКА

Слайд 16Символика в народных лирических песнях (поэтичность)
Употребление образов природы в

переносном значении для выражения всевозможных переживаний:
солнце(символ матери), месяц (символ отца), ветер,тучи, звезды (дети), горы (трудности), туман (горе), дождь (слёзы)
многие виды птиц (н/р- кукушка- символ печали и горькой женской доли)
предметы растительного мира: трава, цветы, деревья (береза, рябина, дуб)


Символика в народных лирических песнях (поэтичность)  Употребление образов природы в переносном значении для выражения всевозможных переживаний:солнце(символ

Слайд 17 Изобразительные средства и приемы
Лирика использует прием инверсии, прием обратного порядка

слов: вместо «зеленый луг – луг зелен», вместо «чистое поле – поле чистое» и т.д.
Разнообразные повторы занимали в народной песне большое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике.
Песенная лексика знает повторы
тавтологические (чудо чудное, струя струится),
синонимические (путь-дороженька, грусть-печаль-тоска),
лексические повторы могли сочетаться с повторами синтаксическими, имевшими отношение к песенному ритму, к стиху:
Изобразительные средства и приемыЛирика использует прием инверсии, прием обратного порядка слов: вместо «зеленый луг – луг

Слайд 18Изобразительные средства и приемы
В песне могли повторяться целые строки, что подчеркивало

их музыкальное звучание. Вводились повторяющиеся ритмические частицы (ах-да, ой-да, ой-ли, ах, эх) и рефрены (припевы); повторялась музыкальная фраза, деля песенный текст на строфы (куплеты).
К очень распространенным средствам в лирических песнях принадлежит лирическое обращение. Особенно популярны обращения к миру природы от лица героя песни: к полю чистому, к дубраве зеленой, к быстрой реченьке и т.д.
Встречаются в песнях и другие обращения: к близким людям, к своей доле, судьбе, к родине, к русской земле и т.д.
Изобразительные средства и приемыВ песне могли повторяться целые строки, что подчеркивало их музыкальное звучание. Вводились повторяющиеся ритмические

Слайд 19Изобразительные средства и приемы
В песнях использовались
сравнения («Красна девица идет, словно павушка

плывет»),
гиперболы («Горькими слезами я весь сад потоплю»),
развёрнутая метафора. (Развернутая метафора может содержать древние следы мистического единства человека с окружающим его миром. В песне «Не далече было вот, было далече...» истомленного путника застала в дороге «темная ноченька», он просит приюта у полыни. Куст отвечает согласием и перечисляет, что изголовьем путнику будет «бел-горюч камень», охранять его будут «частые звездочки», а «атаманушка тебе – светел месяц».
Большую эмоционально-выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы, чаще уменьшительно-ласкательные (батюшка, матушка, милушка, голубушка, горюшко, голосочек и др.). 
Изобразительные средства и приемыВ песнях использовалисьсравнения («Красна девица идет, словно павушка плывет»), гиперболы («Горькими слезами я весь

Слайд 20Характер исполнения
В одиночку





Хором

Характер исполнения       В одиночкуХором

Слайд 21Исторические песни
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых

служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклор.
Часто не только изображают события , но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ.
Герои песен:
Цари - Иван Грозный, Петр Первый
Герои-воины – Суворов, Кутузов
Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев
ё
Исторические песни«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в

Слайд 22Связь исторической песни с былиной
 в основу каждой исторической песни

положено реальное событие или ее героем является определенное историческое лицо, о котором мы знаем либо из летописи, либо из книг, либо из переписки реально живших в ту или иную эпоху людей.
От былин исторические песни отличает
меньшая приверженность «к излюбленным приемам повторов и преувеличений,
большая реалистичность описаний,
сравнительная краткость и сжатость  
Связь исторической песни с былиной   в основу каждой исторической песни положено реальное событие или ее героем

Слайд 23Художественное своеобразие исторических песен
Специфика изображения исторических явлений:
отсутствие чрезмерной

гиперболизации,
углубление психологической характеристики героев,
установка на художественную достоверность изображения
Художественное своеобразие исторических песен  Специфика изображения исторических явлений: отсутствие чрезмерной гиперболизации, углубление психологической характеристики героев, установка

Слайд 24Исторические песни
В песне "Есаул сообщает о казни Разина" ощущается сочувствие и душевная боль:
Часто

изображают не только события , но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ.
Исторические песниВ песне 

Слайд 25исторические песни
"В исторических песнях живет само время, их породившее, реальный живой

человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований – все это, воплощенное в песне, с удивительной художественной силой властно перенесет нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни".
исторические песни

Слайд 26Собиратели народных песен
Первые записи русских народных песен относятся еще к 17

веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 годах.
Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков.
Среди собирателей – имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп.

Собиратели народных песенПервые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку. Интересно, что записаны они для

Слайд 27 О народной песне
Большая

заслуга в изучении народной лирики принадлежит русским писателям и литературным критикам. В статьях Белинского, Добролюбова, Чернышевского дано глубокое определение специфики жанра лирической песни, особенностей ее содержания и художественной формы. Именно в их трудах высказана плодотворная мысль о том, что в лирических песнях правдиво отражается мировоззрение народа.

Радищев в них видел «образование души нашего народа».


Пушкин – «разгулье удалое» и «сердечную тоску».

Белинский специфику песни видел в отражении в ней грусти русской души, но эта грусть «не мешает ни иронии, ни сарказму, ни разгулу молодечества. Это грусть души крепкой, мощной, несокрушимой».
О народной песнеБольшая заслуга в изучении народной лирики принадлежит

Слайд 28Анализ лирической песни
Выразительное чтение (пение) песни.
Содержание, к какой группе лирических песен

относится
Кто и когда мог ее исполнять?
Какими чувствами проникнута песня?
Из каких частей она состоит? Приемы организации композиции (психологический параллелизм, символика песни для создания её поэтичности, природные образы )
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?



Анализ лирической песниВыразительное чтение (пение) песни.Содержание, к какой группе лирических песен относитсяКто и когда мог ее исполнять?Какими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть