Слайд 1СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.
В ГОСТЯХ У ПОЭТА
Слайд 3Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный
среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».
Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Слайд 4Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все
знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.
Слайд 5Из биографии С.А.Есенина… (читают учащиеся)
«Родился в 1895 году, 21 сентября, в
Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное.
Слайд 6После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал
по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Слайд 7Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.
Слайд 8Над окошком месяц.
Под окошком ветер.
Облетевший тополь
Серебрист и светел…
Этот тополь – «старожил»
здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских сёлах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.
Слушаем и смотрим (видео)
Слайд 9Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?
Это было
в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах.
Слушаем и смотрим видео «Клён ты мой опавший»
Слайд 10Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь
вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта.
Шумит в листве ветер, живет тополь!
Слайд 11«Мелколесье. Степь и дали…».
Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении?
Образ
березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».
Чем дороги поэту родные места?
Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи –зарыдали «бубенцы»?
Слайд 14«Пороша»
Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?
Какие художественные приемы передают
красоту, зачарованность зимнего леса?
Сравнения, олицетворения.
Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
«...Валит снег и стелет шаль...».
Слайд 15
1.Изображение природы в живописи – это…
2.Как называют снег, который шел ночью,
но перестал идти утром?
3.Что передают в стихотворении звоны копытами, шум ворон, стук дятла?
4.С кем сравнивает автор сосну?
5.Палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе – это…
Слайд 17Особенности лирики Есенина
(записать в тетрадь)
Внутренняя близость стихотворений к устному народному
творчеству; лиризм, напевность.
Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
Мир природы необыкновенно красочен.
Слайд 18Домашнее задание:
выучить наизусть стихотворение Есенина (по выбору);
сделать иллюстрации к понравившемуся
стихотворению.