Слайд 2«Дружеская артель»
В.А. Жуковский
П.А. Вяземский
А.С. Пушкин
В.Л. Пушкин
И.А. Крылов
Слайд 3Алексей Алексеевич Перовский
(Антоний Погорельский)
(1787-1836)
*
Слайд 4Алексей Алексеевич Перовский
Алексей Константинович Толстой
Слайд 5Нравственные уроки жизни в сказке
А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные
жители»
Нравственный - относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Слайд 7Литературная викторина
«Алёша в подземном королевстве»
Слайд 8Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
Слайд 10«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились
маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
*
Слайд 12Какие животные находились в королевском зверинце?
Слайд 14Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
*
Разные камни: брильянты, яхонты,
изумруды и аметисты
Слайд 15«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они
были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»
*
Это был разного рода мох
Слайд 16-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно
исполню твое требование.
Говори смело, Алёша!-шепнул ему на ухо министр.
Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.
— Я бы желал, — сказал он, — чтобы………
Слайд 17-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно
исполню твое требование.
Говори смело, Алёша!-шепнул ему на ухо министр.
Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.
— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.
Слайд 18Каково условие, при котором конопляное зернышко обладает волшебной силой?
- Возьми это
семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.
Слайд 19Какое обещание дал Алеша королю?
быть молчаливым и скромным
Какое обещание дал Алеша
Чернушке?
— Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить…
Слайд 20Анализ сказки А. Погорельского
«Чёрная курица, или подземные жители»
Слайд 23Учёба Алёши
Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу
с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.
Слайд 24В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки
без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайными его успехами. Алеша внутренно стыдился этих похвал: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
Учёба Алёши
Слайд 25Слух о необыкновенных способностях
Алеши разнесся вскоре по целому Петербургу.
Сам директор училищ
приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.
Слайд 26Как изменился Алёша?
Алеша…сначала стыдился похвал…но мало-помалу он стал к ним привыкать,
и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный.
Слайд 27О чём говорил внутренний голос Алеши?
Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!"
Слайд 28Понимал ли Алёша, что становится другим человеком?
Иногда он и принимал намерение
исправиться; но…самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили. Притом Алеша сделался страшный шалун…и эта праздность еще более портила его нрав.
Слайд 29Отношения с товарищами
Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все
его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нем жалели, и это ему служило утешением; но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова.
*
Слайд 31Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
-
Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.
Слайд 32Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?
-Чем более вы от природы
имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли.
Слайд 33Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом.
Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.
Слайд 34 Почему Алёша предал Чернушку?
Принесли розги... Алеша был в отчаянии! Он,
рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...
Алеша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...
Слайд 35Раскаялся ли Алеша в содеянном?
С поникшею головою, с растерзанным сердцем, Алеша
пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно!
Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он также лег в постель, но заснуть никак не мог! Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно!
Слайд 36 Прощание с Чернушкой.
Алеша громко зарыдал.
— Прощай! — воскликнул он.
— Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!
— Алеша! — сказал сквозь слезы министр. — Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..
Слайд 37Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
Одним ты можешь меня утешить в
моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.
*
Слайд 38 Нравственные уроки жизни
нельзя
Нельзя ставить себя выше других людей,
даже если ты много знаешь и умеешь.
нужно
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть требовательным к себе.
Слайд 39Вывод
Книга напоминает нам о главном: хорошие качества в себе надо воспитывать.
Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам.