Презентация, доклад к уроку литературы в 5 классе по теме Нравственные уроки жизни в сказке А. Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Содержание

«Дружеская артель»В.А. ЖуковскийП.А. ВяземскийА.С. ПушкинВ.Л. ПушкинИ.А. Крылов

Слайд 1


Слайд 2«Дружеская артель»
В.А. Жуковский
П.А. Вяземский
А.С. Пушкин
В.Л. Пушкин
И.А. Крылов

«Дружеская артель»В.А. ЖуковскийП.А. ВяземскийА.С. ПушкинВ.Л. ПушкинИ.А. Крылов

Слайд 3Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) (1787-1836)
*

Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) (1787-1836) *

Слайд 4Алексей Алексеевич Перовский
Алексей Константинович Толстой

Алексей Алексеевич ПеровскийАлексей Константинович Толстой

Слайд 5Нравственные уроки жизни в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные

жители» Нравственный - относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Нравственные уроки жизни в сказке  А. Погорельского  «Чёрная курица, или Подземные жители»  Нравственный -

Слайд 7Литературная викторина «Алёша в подземном королевстве»

Литературная викторина «Алёша в подземном королевстве»

Слайд 8Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Слайд 9Алёша разбудил рыцарей

Алёша разбудил рыцарей

Слайд 10«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились

маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

*

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что

Слайд 11Подсвечники

Подсвечники

Слайд 12Какие животные находились в королевском зверинце?

Какие животные находились в королевском зверинце?

Слайд 13Большие крысы, кроты, хорьки
*

Большие крысы, кроты, хорьки*

Слайд 14Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
*
Разные камни: брильянты, яхонты,

изумруды и аметисты
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?     *Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и

Слайд 15«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они

были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

*

Это был разного рода мох

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые,

Слайд 16-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно

исполню твое требование.
Говори смело, Алёша!-шепнул ему на ухо министр.
Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.
— Я бы желал, — сказал он, — чтобы………
-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно исполню твое требование.Говори смело, Алёша!-шепнул ему

Слайд 17-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно

исполню твое требование.
Говори смело, Алёша!-шепнул ему на ухо министр.
Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.
— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

-Скажи, чего ты желаешь?- продолжал король.-Если я в силах я непременно исполню твое требование.Говори смело, Алёша!-шепнул ему

Слайд 18Каково условие, при котором конопляное зернышко обладает волшебной силой?
- Возьми это

семечко, — сказал король. — Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.
Каково условие, при котором конопляное зернышко обладает волшебной силой?- Возьми это семечко, — сказал король. — Пока

Слайд 19Какое обещание дал Алеша королю?
быть молчаливым и скромным
Какое обещание дал Алеша

Чернушке?

— Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить…

Какое обещание дал Алеша королю?быть молчаливым и скромнымКакое обещание дал Алеша Чернушке?— Я даю тебе честное слово,

Слайд 20Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

Слайд 23Учёба Алёши
Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу

с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.


Учёба АлёшиУчитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал

Слайд 24В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки

без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайными его успехами. Алеша внутренно стыдился этих похвал: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

Учёба Алёши

В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все

Слайд 25Слух о необыкновенных способностях Алеши разнесся вскоре по целому Петербургу.
Сам директор училищ

приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.
Слух о необыкновенных способностях Алеши разнесся вскоре по целому Петербургу.Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион

Слайд 26Как изменился Алёша?
Алеша…сначала стыдился похвал…но мало-помалу он стал к ним привыкать,

и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный.
Как изменился Алёша?Алеша…сначала стыдился похвал…но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до

Слайд 27О чём говорил внутренний голос Алеши?
Совесть часто его в том упрекала,

и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!"
О чём говорил внутренний голос Алеши?Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил:

Слайд 28Понимал ли Алёша, что становится другим человеком?
Иногда он и принимал намерение

исправиться; но…самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили. Притом Алеша сделался страшный шалун…и эта праздность еще более портила его нрав.

Понимал ли Алёша, что становится другим человеком?Иногда он и принимал намерение исправиться; но…самолюбие так в нем было

Слайд 29Отношения с товарищами
Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все

его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нем жалели, и это ему служило утешением; но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова.

*

Отношения с товарищамиТогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался

Слайд 31Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
-

Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.
Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя? - Не полагай, что так легко

Слайд 32Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?
-Чем более вы от природы

имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли.
Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя? -Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем

Слайд 33Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом.

Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.
Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом.  Только те знания, которые добыты

Слайд 34 Почему Алёша предал Чернушку?
Принесли розги... Алеша был в отчаянии! Он,

рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...
Алеша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...


Почему Алёша предал Чернушку? Принесли розги... Алеша был в отчаянии! Он, рыдая, бросился к учителю и

Слайд 35Раскаялся ли Алеша в содеянном?
С поникшею головою, с растерзанным сердцем, Алеша

пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно!
Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он также лег в постель, но заснуть никак не мог! Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться, хотя чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно!

Раскаялся ли Алеша в содеянном?С поникшею головою, с растерзанным сердцем, Алеша пошел в нижний этаж, в спальные

Слайд 36 Прощание с Чернушкой.
Алеша громко зарыдал.
— Прощай! — воскликнул он.

— Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!
— Алеша! — сказал сквозь слезы министр. — Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..

Прощание с Чернушкой. Алеша громко зарыдал.— Прощай! — воскликнул он. — Прощай! И, если можешь, прости

Слайд 37Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
Одним ты можешь меня утешить в

моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.

*

Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь

Слайд 38 Нравственные уроки жизни
нельзя
Нельзя ставить себя выше других людей,

даже если ты много знаешь и умеешь.

нужно

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть требовательным к себе.

Нравственные уроки жизнинельзяНельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и

Слайд 39Вывод
Книга напоминает нам о главном: хорошие качества в себе надо воспитывать.

Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам.
ВыводКнига напоминает нам о главном: хорошие качества в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть