Слайд 1Библейские образы и
сюжеты в искусстве
Выполнила
ученица 11 класса:
Ташлыкова Мария,
научный руководитель:
Тюленева
Н.Н., учитель
русского языка и литературы
,
Слайд 2Цель:
- познакомиться с величайшим памятником культуры- Библией;
- показать влияние христианских
идей , нравственного смысла христианства на формирование русской и зарубежной культуры;
- проследить, как воплотились тема Рождества Христова в живописи;
Задачи: проанализировать произведения искусства и выяснить, как интерпретируют канонический текст художники;
Ответить на вопрос: почему евангельские сюжеты актуальны в настоящее время,
Слайд 3Что такое Библия?
Библия - это древний сборник различных по форме и
содержанию религиозных и светских произведений, которые писались почти полторы тысячи лет.
Слайд 4 Би́блия (греч. - βιβλία — мн. ч. от βιβλίον —
«книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан.
Слайд 5 Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и
Новый Завет.
Слайд 6Новый Завет
Вторая часть христианской Библии —
Новый Завет, собрание из 27
христианских книг
(включающее 4 Евангелия,
деяния Апостолов, послания
Апостолов и книгу
Откровение Иоанна
Богослова (Апокалипсис),
написанных в I в. н. э. и дошедших до
нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает.
Новый Завет
состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.
Слайд 7Ветхий Завет
Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции
искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела.
Слайд 8Перевод Библии
Перевод Библии на славянский язык Кирилл и Мефодий осуществили
с помощью составленной ими славянской азбуки — глаголицы; позже была создана кириллица на основе греческого алфавита.
Сегодня Библия - самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.
Слайд 9Библия- источник познания
мира и человека
Библия — книга, известная всему человечеству.
В ней речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом.
В ней затронуты общечеловеческие проблемы.
Недаром ее называют
Книгой Книг. Велико ее
влияние на развитие
мировой художественной
культуры.
Библейские сюжеты и
образы вдохновляли писателей,
художников,
музыкантов различных
эпох и народов.
Слайд 10Рождение Иисуса Христа
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у
евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава):
Пошёл также и Иосиф из Галилеи,
из города Назарета, в Иудею, в город
Давидов, называемый Вифлеем,
потому что он был из дома и
рода Давидова, записаться
с Мариею, обручённою ему женою,
которая была беременна.
Когда же они были там, наступило
время родить Ей; и родила Сына
своего Первенца, и спеленала Его,
и положила Его в ясли,
потому что не было им места в гостинице.
Слайд 11Рождество Христово (в Русской православной церкви Е́же по пло́ти Рождество Господа
Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Рождество Христово
Слайд 12
Рождество Христово
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических
источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Слайд 13История появление праздника.
История появления праздника
В христианской церкви с
конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.[2] По одной из версий это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.
Слайд 14Определение даты рождения Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа по датам
сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т.п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н.э.. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э. (по другим данным, в 1 г. до н.э.). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки, что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[. Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т.e. в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков
Слайд 15Даты празднования в различных церквях.
Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей
празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.
Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т.н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.
Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».
В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления
Слайд 16Рождество Христово
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов
Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава):
Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Слайд 17Рождение Мессии
Населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время
Сирией управлял Квириний. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или, возможно, в гостинице).
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода
Слайд 18Рождество Христово
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому
вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
Слайд 19Гирландайо
Доменико Гирландайо —
один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель
художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо.
Глава художественной мастерской, где нашел приют юный Микеланджело.
Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени).
1449-1494
Слайд 20Рождество Христово
Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена
крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).
Слайд 21Рождество Христово
Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит
на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.
Слайд 22Рождество Христово
Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда
– коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…».
Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.
Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.
Слайд 24«Рождество Христово»
Корреджо любил свет . И был вознагражден за свою любовь
к нему, потому что именно искусство передачи света вознесло его выше всех современных ему мастеров.
Он не хуже других умел выразить таинственную тишину и нежную прохладу раннего утра , и поздних вечерних часов.
Великим достоинством, присущим его произведениям , остается чарующий свет, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства.
Слайд 25«Рождество Христово»
Ослепительный свет исходит от божественного Младенца, лежащего на грубом ложе.
Свет тает на лице Марии, с материнской нежностью обнимающей сына. Все, что происходит вокруг, построено на игре жестов - пастухов, благоговейно склонившихся при виде чуда, Святого Иосифа, который тянет упирающегося осла, ангелов, появляющихся на облаке, которое медленно вплывает в картину, начиная на глазах заполнять ее пространство. Лунный свет, приглушая тональность красочной гаммы, не лишает цвета определенной звучности, а глубокая и контрастная светотень таинственно увеличивает, округляет формы, выхватывая отдельные фигуры из тьмы ночи и разглаживая глянцевые листья кустарника на первом плане.
Слайд 26Корреджо
1489-1534
Антонио да Корреджо — итальянский живописец периода Высокого Возрождения.
Слайд 27Гендель
Георг Фридрих Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный
своими операми, ораториями и концертами.
Родился в Германии. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии становится английским подданным.
В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка».
23 февраля 1685 —
14 апреля 1759
Слайд 28«Мессия»
«Мессия» - оратория для солистов, хора и оркестра. Либретто составлено Чарльзом
Дженненсом из текстов, взятых в Библии короля Якова. Большая часть цитат взята из Ветхого Завета.
Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Несколько цитат из Евангелий в конце первой и начале второй части: об ангеле, явившемся к пастухам; из Евангелия от Луки; две цитаты из Евангелия от Матфея и одна из Евангелия от Иоанна.
Во второй части использованы тексты пророчеств Исаии и цитаты из Псалтири. Третья часть включает одну цитату из Книги Иова, а далее в основном использован текст Первого послания к Коринфянам апостола Павла.
Слайд 29Вывод
Прочитав тексы Священной книги, я многое для себя открыла и поняла:
Мы
живем в изменяющемся мире, мире прогресса и достижений. Каждый новый день приносит порой самые удивительные открытия, но Библия отвечает на все вопросы бытия: зачем я живу на земле? В чем смысл моего существования? Как избавиться от угрызений совести? Что делать с чувством вины и одиночества?
Я узнала историю праздника Рождества Христова;
Познакомилась с творчеством великих художников, которые обращались к евангельскому сюжету.