Презентация, доклад к уроку литературы в 11 классе по теме Жизнь и творчество А.Солженицына

Содержание

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.Отец – офицер царской армии Исаакий Семенович Солженицын погиб при загадочных обстоятельствах за несколько месяцев до рождения сына.Мать – Таисия Захаровна Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани.

Слайд 1Муниципальный дистанционный конкурс «ИКТ- интересно, креативно, талантливо» Информационная презентация: «Жизнь и творчество А. И.

Солженицын.»

Автор:
Сорокина Елена Эдуардовна
Учитель русского языка и литературы
«Михайловской СОШ №2»

Муниципальное образовательное учреждение «Михайловская Средняя Общеобразовательная Школа №2» Муниципального образования Михайловский муниципальный район Рязанской области

Муниципальный дистанционный конкурс  «ИКТ- интересно, креативно, талантливо»  Информационная презентация: «Жизнь и творчество А. И. Солженицын.»Автор:Сорокина

Слайд 2Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.
Отец –

офицер царской армии Исаакий Семенович Солженицын погиб при загадочных обстоятельствах за несколько месяцев до рождения сына.
Мать – Таисия Захаровна Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.Отец – офицер царской армии Исаакий Семенович Солженицын

Слайд 3Образование: закончил среднюю школу в Ростове и в 1936 году поступил

в Ростовский университет на физико – математический факультет. Здесь же познакомился с будущей женой Натальей Решетовской.
В 1941 окончил университет и сдал экзамены за 2 – й курс в Московском историко – философском литературном институте. Но учебу нарушила война:

Образование: закончил среднюю школу в Ростове и в 1936 году поступил в Ростовский университет на физико –

Слайд 4Октябрь 1941 года – Солженицын мобилизован в армию. Выразил своё отношение

к войне: «Нельзя стать большим русским писателем, живя в России 41 – 43 годов и не побывав на фронте».

Октябрь 1941 года – Солженицын мобилизован в армию. Выразил своё отношение к войне: «Нельзя стать большим русским

Слайд 5В 1943 после взятия Орла Солженицын был награжден орденом Красного Знамени.

В восточной Пруссии он, уже капитан, вывел свою часть из вражеского окружения.
В феврале 1945 года за резко непочтительное отношение к Ленину и Сталину Солженицын был арестован и осужден на 8 лет.

В 1943 после взятия Орла Солженицын был награжден орденом Красного Знамени. В восточной Пруссии он, уже капитан,

Слайд 6«Лагерные университеты»
В 1945 году - лагерь на Калужской заставе, с лета

1946 до лета 1947 года - спецтюрьма в городе Рыбинске (недолго -в Загорске), затем - до 1949 года,- «Марфинская шарашка» (т.е. спецтюрьма) в северном пригороде Москвы, с 1950 года - лагерные работы в Экибастузе (Казахстан).
«Лагерные университеты»В 1945 году - лагерь на Калужской заставе, с лета 1946 до лета 1947 года -

Слайд 7Лагерь - это стихия несвободы, обезличивания людей. Фактически из материала несвободы,

которым плотно заполнена, угрожающе заставлена вся внешняя жизнь этого героя, творится особое сознание, в наибольшей мере живущее правдой.

Лагерь - это стихия несвободы, обезличивания людей. Фактически из материала несвободы, которым плотно заполнена, угрожающе заставлена вся

Слайд 8Весь лагерь и труд в нем, хитрости выживания при строительстве «Соцгородка»

- это растлевающий страшный путь в обход всего естественного, нормального. Здесь царствует не труд, а фикция труда. Все помыслы уходят на показуху, имитацию дела. Обстоятельства заставляют и Шухова как-то приспосабливаться ко всеобщему «обходу», деморализации.

Весь лагерь и труд в нем, хитрости выживания при строительстве «Соцгородка» - это растлевающий страшный путь в

Слайд 9Писать что-либо в зоне, в лагерных бараках, в тюремных вагонах было,

как известно, строжайше запрещено. Солженицын обходил запрет по-своему: в лагере он писал, например, автобиографическую эпопею в стихах «Дороженька» и заучивал ее же. Кое-какие главы из нее он затем восстановит. Рождались и, к счастью, не умирали и другие замыслы ...

Писать что-либо в зоне, в лагерных бараках, в тюремных вагонах было, как известно, строжайше запрещено. Солженицын обходил

Слайд 10В феврале 1953 года Солженицын был освобожден из лагеря, стал «вечным

ссыльнопоселенцем» в ауле Кок-Терек Джамбульской области. После реабилитации 6 февраля писатель некоторое время работал в Мезиновской школе во Владимирской области, здесь он жил в деревне Мильцево в избе у Матрены Васильевны Захаровой -,-- вспомним рассказ «Матренин двор» (1963), затем, восстановив семейные отношения с И.А. Решетовской, жившей и работавшей с 1949 года в Рязани, переехал к ней в Рязань. Здесь писатель жил с 1957 по 1969 год.
В Рязани в два приема - весной 1959 года и осенью того же года - написан •Один день Ивана Денисовича».
В феврале 1953 года Солженицын был освобожден из лагеря, стал «вечным ссыльнопоселенцем» в ауле Кок-Терек Джамбульской области.

Слайд 11Обложка первого издания повести (Москва, «Советский писатель», 1963 г.)

Обложка первого издания повести (Москва, «Советский писатель», 1963 г.)

Слайд 12Повесть «Один день Ивана Денисовича» оказалась визитной карточкой, эмблемой писателя, не

заслоненной его же многостраничными романами. В повести как бы два, то сливающихся, то разделяющихся, голоса, два рассказчика, активно (но ненавязчиво) помогающих друг другу.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» оказалась визитной карточкой, эмблемой писателя, не заслоненной его же многостраничными романами. В

Слайд 13Глубокое вживание автора в героя, взаимное перевоплощение их, двуединство точек зрения

обусловило и свободу сюжетного развертывания характера Ивана Денисовича и всех конфликтов повести, скрытых и явных. Ограниченное пространство «дня» стало на редкость просторным.
Глубокое вживание автора в героя, взаимное перевоплощение их, двуединство точек зрения обусловило и свободу сюжетного развертывания характера

Слайд 14Малая проза Солженицына - рассказы «Матренин двор» (1963), «Случай на станции

Кочетовка» (1963), «Захар-Калита» (1966), «На изломе жизни» (1977), его новейшие «двучастные рассказы»: «Молодняк» (1993), «Настенька» (1995) и др. - позволяет поставить любопытную проблему взаимодействия жанров романа, повести, даже публицистики и рассказа.
Малая проза Солженицына - рассказы «Матренин двор» (1963), «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Захар-Калита» (1966), «На изломе

Слайд 15Солженицын вошел в XXI век, пережив розорение России в 90-е годы,

годы смуты, с чувством стыда говорит он о новой, криминальной России 90-х годов:
«Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину.
Унизительное чувство, неотстатное. И – не беглое, оно не переменяется легко, как чувства личные, от мельчайших обстоятельств. Нет, это – постоянный, неотстатный гнет, с ним просыпаешься, с ним проволакиваеешь каждый час дня, с ним роняешься в ночь. И даже смерть, освобождающая нас от огорчений личных… от этого позора не уйти: он так и останется висеть над головами живых, и ты – их же частица».
Солженицын вошел в XXI век, пережив розорение России в 90-е годы, годы смуты, с чувством стыда говорит

Слайд 16После появления «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем бывших

лагерников, готовых стать добровольными помощниками в составлении летописи ГУЛАГа. «Архипелаг ГУЛАГ» был задуман весной 1958 года , а завершён зимой 1967-1968 г. Сам автор определил произведение как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе.
После появления «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем бывших лагерников, готовых стать добровольными помощниками в

Слайд 17Публикация обвинительного «Архипелага ГУЛАГ» на Западе, активная публицистическая деятельность писателя в

70-ые годы и публикация глав из «Красного колеса» привели в начале к исключению Солженицына из Союза писателей СССР (1969 год), а затем, в феврале 1974 года, к аресту и высылке за рубеж.

Главной книгой, созданной после «Архипелага ГУЛАГ» (1958-1967), стало многотомное «Красное колесо», роман из «узлов», т.е. частей, о Февральской революции, Столыпине, предреволюционной эпохе.

Публикация обвинительного «Архипелага ГУЛАГ» на Западе, активная публицистическая деятельность писателя в 70-ые годы и публикация глав из

Слайд 18Солженицын - самобытнейший художник, яркая персонификация трагедий, побед, величия России, прежде

всего духовности, в 1994 году возвратился в Россию. Его творческий путь -и особенно в жанре новеллистики и публицистики - продолжается. Он явно очень многое уточняет на своем пути самопознания, раздумий о грядущем обустройстве постсоветской России.
Он не оставляет поэтому и перо публициста, создавая то манифест «Как нам обустроить Россию?» (1990), то аналитическое исследование по острому вопросу межнациональных взаимоотношений русских и евреев «двести лет вместе» (2000). Писатель чрезвычайно болезненно переживает разрушение великой державы. Он пишет новые и новые «двучастные» рассказы, «Крохотки».
Солженицын - самобытнейший художник, яркая персонификация трагедий, побед, величия России, прежде всего духовности, в 1994 году возвратился

Слайд 19В 1994 году Солженицын возвратился в Россию и поселился в Москве.

На Родине продолжился процесс публикации его произведений. Писатель начал активно выступать как публицист по самым жгучим вопросам переустройства современной России.
3 августа 2008 года на 90-ом году жизни ушёл из жизни крупный русский мыслитель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Российской академии наук Александр Исаевич Солженицын.
В 1994 году Солженицын возвратился в Россию и поселился в Москве. На Родине продолжился процесс публикации его

Слайд 20Источники: Litra.ru Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь "История Отечества", Энциклопедия российско-американских отношений) BiografGuru.ru www.wikipedia.ru http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php Минкиш Ф. Ф. Критическое

мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. В. А. Чалмаев, О. Н. Михайлов, А. И. Павловский. Просвещение 2003.
Источники: Litra.ru Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть