Слайд 1Споры критиков вокруг драмы «Гроза»
Урок литературы в 10 классе
Слайд 2
Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
Слайд 3Хранительница очага,
ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви,
что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
чтобы построить храм.
П. Вегин
Слайд 4Вопрос о жанре
Пьеса «Гроза» - драма или трагедия?
Определение трагедии:
«…особо напряженный,
непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием»
Слайд 5«Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие,
прогрессивные тенденции общественно – исторического развития» (Литературоведческий словарь)
Изменение исходной позиции в конце трагедии.
Слайд 6«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий»
(В.Г.Белинский).
«Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель).
Слайд 7В пьесе «Гроза»:
Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини.
Сильный, страстный
характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии.
Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» - пробуждающаяся личность.
Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным.
Слайд 8Драма «Гроза»
Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды.
Большое внимание в пьесе
уделено бытовой стороне жизни.
Слайд 9КРИТИКИ О «ГРОЗЕ»
Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г.
Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ
ДРАМЫ» 1864г.
А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г.
Слайд 12ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К СТАТЬЕ Н.ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»
«ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ
ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.»
«ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ , КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.»
«ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ , И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ .С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
«ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ , И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ»
Слайд 13ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ
«ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ».
«РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ».
«РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ»
«ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА ,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ»
«КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ»
Слайд 14ВЗГЛЯДЫ Д.ПИСАРЕВА – ЭТО ПОЛЕМИКА С ДОБРОЛЮБОВЫМ.
«Натура» Добролюбова и «личность»
Писарева.
«Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.
Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
Оценка самоубийства как действия неожиданного.
Слайд 16Взгляды А.Григорьева
Народность – главное в творчестве Островского.
Именно народность определяет своеобразие характера
Катерины.
Слайд 17Вывод.
Пьеса «Гроза»обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя
трактовка
свой взгляд, своя интерпретация.
Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза»,и это говорит о ее жизненности, и о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.
Слайд 18
Любовь Никулина-Косицкая и Александр Островский.
Слайд 21
Сцена из спектакля "Гроза": Чулпан Хаматова в роли Катерины